Оцените материал

Просмотров: 62761

Где искать современное искусство в Париже

Елена Яичникова · 29/01/2009
Еще недавно Париж был не в моде, но сегодня ситуация изменилась: появились новые институции и интересные молодые кураторы
Считается, что долгие годы государственной поддержки современного искусства во Франции привели к замкнутости французского искусства на самом себе. И сами французы любят сетовать на то, что их художники недостаточно широко представлены на мировой художественной сцене. Новое веяние, широко озвученное президентом Николя Саркози, состоит в поощрении частных инвестиций на фоне заметного сокращения государственной поддержки. Эта программа уже вызвала ожесточенные споры, а ее плоды еще предстоит увидеть.

Между тем в последние годы во Франции, и особенно в Париже, в современном искусстве наметилось оживление. О себе заявило новое поколение молодых художников, программы многих институций сотрудничают с художниками и кураторами всего мира и вызывают международный резонанс. В целом в Париже сейчас много мест, где можно увидеть современное искусство, от коммерческих галерей до больших музеев, и уж последним-то нет равных в выставочной программе.

Париж устроен улиткой и раскрывается по спирали — от центрального первого округа к окраинам, вплоть до округа номер 20. Как правило, престижные площадки современного искусства располагаются в центре (1—9 округа), в то время как молодые — в более демократичных районах. Более четкую картографию расположения современного искусства в Париже выделить довольно трудно. Рядом с каждым адресом здесь принято указывать номер округа, и именно так ориентируются в городе сами парижане.

Центр Помпиду и Марэ (3—4 округа)

Современное искусство в центре Парижа концентрируется на Правом берегу Сены — в первом округе во главе с Лувром, в квартале Марэ и вокруг Елисейских Полей. Начинать, пожалуй, следует с квартала Марэ. Это место прогулок не только туристов, но и парижан, т.к. здесь расположен главный музей современного искусства Парижа — Центр Жоржа Помпиду. Именно с сооружения Бобура, как называют Центр Помпиду французы, началась перестройка и джентрификация (превращение бедного района в модный и буржуазный при помощи искусства) средневекового Марэ, который еще в 1960-е годы был грязноватым и неухоженным районом. Следы былой трансформации можно заметить в видео Conical Intersect (1975) американского художника Гордона Матта-Кларка, внимательного к жизни города и к судьбам городских построек, предназначенных к сносу. Сегодня это видео хранится в коллекции Центра Помпиду, а Марэ превратился в квартал модной молодежи, гей-баров и прежде всего богемной буржуазии (бобо), стать частью которой в Париже стремится почти каждый вовлеченный в современное искусство молодой человек.

Центр Жоржа Помпиду (Centre Georges Pompidou, Beaubourg, CNAC)

Place Georges Pompidou, 4-й округ
Вторник — воскресенье, 11.00—21.00, по четвергам вход на некоторые выставки до 23.00.
Вход на выставки €8—12, бесплатно людям до 18 лет.
Посещение основной экспозиции бесплатно в первое воскресенье каждого месяца.
Вход на спектакли и концерты €10—18, на киносеансы €4—6, на сеансы для детей €2—3

Общепризнанное святилище искусства ХХ века, где под одной крышей уживаются постоянные и временные выставки по искусству, архитектуре и дизайну, огромная публичная библиотека, а также несколько залов для ежедневных кинопоказов, концертов, перформансов, конференций и лекций художников. Бобур — второй в мире после Нью-Йорка крупнейший музей современного искусства, и начинать свой маршрут в поисках современного искусства в Париже нужно, без сомнения, отсюда. Постоянная экспозиция искусства ХХ века включает хрестоматийные шедевры, развеска произведений регулярно обновляется, раскрывая богатые закрома. Временные выставки, от давнишней «Париж — Москва» до недавней «Футуризм в Париже. Взрыв авангарда», становятся событиями не только местной сцены. В кинотеатре Бобура устраивают ретроспективы великих режиссеров, мини-фестивали и показы фильмов художников, а среди концертов, перформансов и конференций обязательно найдется что-нибудь интересное для каждого. В состав музея входит также Институт исследования современной акустической музыки (IRCAM), расположенный в здании по соседству, со своей программой концертов и дискуссий. Важная достопримечательность Бобура — самый большой в Париже специализированный книжный магазин по искусству, откуда можно унести полную сумку в основном франкоязычной литературы. На последнем этаже центра расположился не самый дешевый бар-ресторан Georges, с открытой террасой и прекрасным видом на парижские крыши, который, впрочем, можно увидеть и просто поднявшись по эскалатору. Еще один полезный бонус — бесплатный WiFi и места для компьютеров, оборудованные розетками. В Бобуре можно легко провести весь день, а по желанию возвращаться изо дня в день, следуя за его насыщенной программой без риска заскучать.

Галереи в районе Марэ и в округе

Galerie Thaddaeus Ropac, 7, rue Debelleyme, 3-й округ;
Yvon Lambert Paris, 108, rue Vieille-du-Temple, 3-й округ и др.

©  www.galerieperrotin.com

 Emmanuel Perrotin

Emmanuel Perrotin

Галерей в Марэ множество. Незаменимым помощником будет путеводитель по галереям, где указаны и обозначены на карте все адреса, выставки и даты вернисажей. Его можно взять на входе почти в каждую из них или скачать на сайте фонда Ricard, о котором см. далее. Как правило, галереи в Марэ кооперируются и устраивают вернисажи в один вечер, каких может быть и несколько в месяц. В этом случае модная публика мигрирует из одной галереи в другую, задерживаясь там, где бесплатно наливают (самая щедрая в этом плане Michel Rein). Самые большие и влиятельные — Thaddaeus Ropac, Yvon Lambert Paris (с книжной лавкой) и Emmanuel Perrotin. Первая представляет серьезных классиков — живописцев Георга Базелица, Франческо Клементе, скульптора Тони Крэгга и более молодых, но с прочной репутацией — Эрвина Вурма, который недавно был в Москве и на OPENSPACE.RU, Стефана Балкенхола и других. Галерея Yvon Lambert специализируется на модных проверенных медиахудожниках Нэн Голдин и Дагласе Гордоне и набирающих обороты Лорисе Грео, Франческо Веццоли и Карлосе Аморалесе. Галерея Emmanuel Perrotin представляет французскую концептуалистку Софи Каль и американца Питера Коффина, но по-настоящему любит попсовых художников вроде Мураками и Марико Мори. Ее владелец мсье Перротэн однажды встречал гостей вернисажа в костюме розового кролика, наряженный известным художником-провокатором Маурицио Каттеланом. Из других галерей, что на слуху, назовем Marian Goodman, Anne de Villepoix, Chantal Crousel и Almine Rech, навестив которые можно составить среднестатистический портрет коммерческих галерей Парижа. Самая демократичная галерея Марэ — Galerie de multiples, где продаются мультипли художников — более дешевые работы, созданные в большем количестве экземпляров, чем принято при эксклюзиве. Galerie du jour Agnès B., расположенная позади Бобура на другой стороне от Марэ, принадлежит создательнице марки одежды Agnès B. и специализируется на творчестве молодых художников, которые работают в стиле глэм-рок, если проводить параллель с модой. Кроме того, в Париже как минимум четыре галереи, занимающиеся современным русским искусством, и все они расположены в Марэ. Одна из них, Galerie Orel Art, открытая нашей бывшей соотечественницей Илоной Орел, выставляет Дубосарского — Виноградова, Шеховцова и других ходовых художников, но держится особняком в кругу французских галерей. Вторая, Galerie Rabouan Moussion, работает с группой ПГ, Кириллом Челушкиным и Георгием Острецовым. Совсем молодая Galerie Stanislas Bourgain показывает молодых художников — Диану Мачулину, Владимира Логутова и других. В списке художников галереи Blue Square - одни русские. Здесь выставлялась, в частности, Глюкля, а сейчас - Евгений Фикс.


©  escdotdot  ⁄  flickr.com/photos/escdotdot

 Anne de Villepoix

Anne de Villepoix



Европейский дом фотографии (Maison Européenne de la photographie)

5/7 rue de Fourcy, 4-й округ Среда — воскресенье, 11.00—20.00. Вход на выставки €3—6, бесплатно по средам с 17.00 до 20.00

©  GboGBo  ⁄  flickr.com

 Maison Européenne de la photographie

Maison Européenne de la photographie

Как следует из названия институции, ее основная специализация — фотография, более точно — фото и видео второй половины ХХ века. Вместительное пространство Европейского дома фотографии позволяет проводить здесь до четырех выставок одновременно — тематических, монографических, исторических или современных. Кроме того, здесь есть библиотека; видеотека фильмов, реализованных художниками и фотографами или посвященных их творчеству; аудитория для лекций и специальных показов, а также кафе.

Выставочный зал Клода Берри (Espace Claude Berri)

4, passage Sainte-Avoye (вход во дворе со стороны 8, rue Rambuteau), 3-й округ
Вторник — суббота, 11.00—13.00 и 14.00—19.00. Вход на выставки свободный

Частное выставочное пространство недавно ушедшего из жизни французского режиссера и коллекционера Клода Берри. Оно было открыто в 2008 году, чтобы показывать современное искусство из коллекции режиссера вперемешку с выставками, подготовленными приглашенными кураторами (среди которых были художники, галеристы, арт-критики). За 2008 год состоялось всего две выставки: одна — французского художника Жиля Барбье; вторая — Indian Focus, посвященная современному индийскому искусству. Этот год начнется с выставки работ француза Стефана Кале. Дальнейшая программа пока не объявлена.

Швейцарский культурный центр Парижа (Centre culturel suisse de Paris)


38, rue des Francs-Bourgeois, 3-й округ
Расписание и стоимость билетов нужно уточнять на сайте.

©  Marc Domage

 Centre culturel suisse de Paris

Centre culturel suisse de Paris

Центр, учрежденный швейцарским культурным фондом Pro Helvetia, проводит выставки, спектакли, концерты, видеопоказы, коллоквиумы, связанные с современной культурой Швейцарии и не только. К примеру, в 2007 году здесь проходила довольно интересная программа в двух частях «Европа в становлении» (L'Europe en devenir), посвященная самосознанию европейцев и их взаимоотношениям с соседями, где можно было увидеть и услышать швейцарцев наравне с художниками из Восточной Европы. В обычно насыщенной программе центра современное искусство занимает важное, но не центральное место. И это несмотря на то, что его руководителями неизменно становятся специалисты по современному искусству. Начиная с 1 октября 2008 года за баланс всех видов искусств отвечают Жан-Поль Фелле и Оливье Кезер из женевской некоммерческой галереи Attitude. В библиотеке и информационном центре, расположенных по тому же адресу, можно ознакомиться с книгами и журналами о швейцарском искусстве, кино, литературе и других сферах культуры, задать вопросы, а также взять флаеры и анонсы выставок в разных городах страны.

Пассаж Ретц (Le Passage de Retz)

9, rue Charlot, 3-й округ
Вторник — воскресенье, 10.00—19.00. Вход на выставку €5—8, для студентов и людей старше 70 лет — бесплатно

В здании XVII века, где расположился Le Passage de Retz, проходят выставки современного искусства с регулярностью от четырех до шести раз в год. Политика этого места заключается в приглашении известных кураторов реализовать выставку на условиях carte blanche. В конце 2007 года одним из гостивших кураторов была Ольга Свиблова, которая устроила выставку группы AES+F. {-page-}


От Лувра до Елисейских Полей

Парадная перспектива от Лувра через сад Тюильри до Елисейских Полей и Триумфальной арки — образец парижского шика и место постоянного пребывания туристов. Они прочно обосновались в Лувре и Grand Palais, однако пока еще не облюбовали Jeu de paume, Фонд Ricard и Le Laboratoire.

Лувр (Le Louvre)


1-й округ. Ежедневно 9.00—18.00, кроме вторника. Вход на выставки €6—13. Первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный

©  CatChanel  ⁄  flickr.com

 Лувр

Лувр

С недавних пор, а точнее, с приходом в Лувр нового директора Анри Луаретта в 2001 году самый посещаемый в мире музей вековых шедевров открылся современному искусству. Однако не бескорыстно, а с тем, чтобы обновить взгляд на свою древнюю коллекцию. Здесь современным художникам предлагают развернуться в рамках групповых тематических выставок или по отдельности. При этом соблюдается правило: все временные выставки располагаются в залах музея по соседству с древними экспонатами, диалог со старым искусством должен стать основой экспозиций современных произведений. Среди тех, кто удостоился чести потягаться с великими, немецкая художница Кандида Хёфер, бельгиец Ян Фабр, американец Майк Келли, а среди приглашенных в 2009 году франко-китайский художник Ян Пеи Минг. Кроме того, продолжая начатое Делакруа в XIX веке и Жоржем Браком в веке XX, Лувр приглашает отдельных художников интегрировать свои работы в архитектуру Лувра. В 2007 году в постоянную экспозицию музея вошла монументальная живопись Ансельма Кифера над северной лестницей крыла Сюлли (Sully), а в 2009 году Франсуа Морелле должен закончить витражи лестницы Лефюель (Lefuel).

Лаборатория (Le Laboratoire)
4, rue de Bouloi, 1-й округ Пятница — понедельник, 12.00—19.00. Вход на выставки €4,5—6

©  redking  ⁄  flickr.com

 Le Laboratoire

Le Laboratoire

Площадка, появившаяся на карте Парижа в конце 2007 года, специализируется на слиянии искусства и естественных наук — химии, физики, биологии. Инициатива создания этой частной институции принадлежит живущему в Париже американцу Дэвиду Эдвардсу — биологу и профессору Гарварда, автору книги «Искусство-наука: творчество поколения пост-Google» (Artscience: Creativity in the Post Google Generation. Harvard University Press, 2008). Главная идея книги, которая разъясняет и политику галереи, сводится к тому, что точно так же, как наука, искусство — это сфера изысканий, а их взаимодействие может принести полезные открытия. По приглашению Le Laboratoire художник (им может быть также фотограф, дизайнер и даже повар) и ученый работают над общим проектом, куда художник привносит воображение, а ученый — знания. При этом процесс творчества объявляется важнее конечного результата, и задача его визуального воплощения ложится прежде всего на художника. Как следствие — на свет появляются и выставки, и полезные изобретения. К примеру, сотрудничество дизайнера Матьё Лёаннёра с владельцем галереи повлекло за собой создание комплексной системы очистки воздуха при помощи растений. Результатом совместной работы шеф-повара Тьери Маркса с физиком коллоидных систем Жеромом Бибеттом над новой формой сохранения вкуса стало создание молекулярной кулинарии, блюда которой зрители могли испробовать прямо на выставке.

Жё-де-пом (Jeu de paume)
Site Concorde: 1, place de la Concorde, 8-й округ

Вторник 12.00—21.00, среда — пятница 12.00—19.00, суббота — воскресенье 10.00—19.00. Вход на выставки €4—7, на видеопоказы €3, на конференции €2—4, на встречи и семинары бесплатный (рекомендуется резервировать места заранее). Последний вторник каждого месяца с 17.00 до 19.00 для студентов и людей не старше 26 лет вход бесплатный
Site Sully: l'Hôtel de Sully, 62, rue Saint-Antoine, 4-й округ Вторник — пятница 12.00—19.00, суббота — воскресенье 10.00—19.00. Вход на выставки €2,5—5. Последний вторник каждого месяца с 17.00 до 19.00 для студентов и людей не старше 26 лет вход бесплатный

Публичная галерея Jeu de paume, расположенная недалеко от Лувра, в любимом туристами саду Тюильри и с грандиозным видом на площадь Согласия, специализируется на фотографии и видео с XIX века до наших дней. У галереи две площадки — собственно Jeu de paume на площади Согласия (site Concorde) и Hôtel de Sully на улице Сант-Антуан (site Sully). Первая, построенная во второй половине XIX века для игры в мяч («жё-де-пом» считается прообразом тенниса) и давшая галерее свое название, посвящена тематическим и монографическим выставкам современных художников, известных и не очень, которых одновременно может проходить две или три. В разное время здесь можно было увидеть фотографии Эда Руша, ретроспективы Эйя-Лизы Атила, Синди Шерман и выставки о современной документальной фотографии. Вторая площадка, расположенная в здании XVII века в 4-м округе, предназначена прежде всего для исторических выставок фотографий из Национального фонда Франции. Здесь, к примеру, была экспозиция первых почтовых открыток с фотоизображением. Обе площадки отличаются качественными выставками и достойным набором художников. Параллельная выставочная программа «Сателлит», проходящая в нижнем зале галереи на площади Согласия, каждый год вверяется в руки приглашенного куратора (в настоящее время это Мария Инес Родригес из Колумбии) и открыта участию молодых художников. Особого внимания заслуживает программа видеопоказов, лекций, семинаров и дискуссий (в основном на французском, но иногда на английском или с переводом), рассчитанных на специалистов и любителей искусства. Все это проходит в аудитории галереи на площади Согласия. В отличие от Лувра и Бобура, парижан среди посетителей галереи гораздо больше, чем туристов. На вернисажи, как и в большинстве крупных парижских институций (кроме коммерческих галерей), можно попасть только по приглашению.

Фонд Рикар (Fondation d'Enterprise Ricard)
12 rue Boissy d'Anglas, 8-й округ Вторник — суббота, 11.00—19.00. Вход на выставки свободный

Фонд поддержки современного искусства алкогольной компании Ricard поддерживает в основном молодых художников и кураторов. На их площадке, расположенной в престижном районе между площадью Согласия и улицей модных бутиков Saint-Honoré, проходит восемь выставок в год, в том числе реализованные молодыми кураторами на условиях carte blanche, и регулярные дискуссии об искусстве с художниками. Последние проводятся в рамках серии «Беседы об искусстве» (Entretiens sur l'Art), которая в этом году перешла из рук арт-критика Катрин Франблэн к куратору и арт-критику Паскалю Боссу. Программа «Встречи воображаемого» (Rendez-vous de l'imaginaire) приглашает на встречи с философами и теоретиками. Руководит ею социолог Мишель Маффезоли, известный в мире искусства по текстам французского куратора Николя Буррио. Еще одна серия дискуссий с теоретиками именуется «После всего сказанного» (Apres coup). Ее вдохновители — молодые арт-критики Марк Ализар и Кристоф Ким, которые также стоят за изданием серии книг Fresh Theorie с текстами молодых авторов. В отличие от встреч с художниками, теоретические дискуссии будут интересны только тем, кто владеет французским языком.

Помимо этого фонд учредил приз молодым художникам, вручаемый раз в год начиная с 1999 года. Выставка лауреатов приза недавно проходила в Москве, и OPENSPACE.RU ее показывал. Кандидатура победителя определяется жюри, состоящим из коллекционеров. Фонд выкупает у победителя его работу и передает в коллекцию Центра Жоржа Помпиду.

Десять лет назад вернисажи в фонде проходили под названием «Желтый бал» и девушки в желтых костюмах наливали Ricard из прикрепленных на спине баллонов. Сегодня вход на вернисажи остается свободным, но былой атмосферы шального праздника уже нет, да и народу не так много.

Гран-Пале (Grand Palais)
Avenue Winston-Churchill, 8-й округ
Расписание необходимо уточнять в зависимости от выставки. Вход на выставки €3—12

©  deneux_jacques  ⁄  flickr.com

 Grand Palais

Grand Palais

Огромное пространство Grand Palais вмещает в себя несколько площадок для показа искусства, в том числе современного, хотя подавляющая часть выставок посвящена искусству старых мастеров. Тем не менее именно здесь проходят два масштабных по размаху и значимости события в области современного художественного творчества Франции под эгидой местного Министерства культуры и коммуникации — выставка «Монумента»  (Monumenta), один раз в год, и «Сила искусства»  (La Force de l'Art), один раз в три года. «Монумента» посвящена показу работ одного художника. Это не ретроспектива, а выставка серии произведений, созданных специально для Grand Palais. В 2007 году приглашенным художником был немец Ансельм Кифер, в 2008-м — американец Ричард Серра, а в 2009 году им станет француз Кристиан Болтански. Важная особенность «Монументы» — внушительный бюджет и внимание к просвещению публики, которое проявляется в виде бесплатной (!) раздачи аудиогидов, большого количества готовых обеспечить понимание живых гидов, программы лекций и обилия рекламно-сувенирной продукции. Триеннале «Сила искусства» — это что-то вроде выставки достижений французского современного искусства за последние несколько лет, которая также адресована самой широкой публике. В очередной раз это событие пройдет с 24 апреля по 1 июня этого года под кураторством Жана-Луи Фромана, Жана-Ива Жуанне и Дидье Оттанжера. Нововведение Grand Palais января 2009 года — зал для показа фильмов, видео и дискуссий, рассчитанный на 100 мест.

Кроме того, в Grand Palais в последние годы проходит ярмарка современного искусства FIAC — в 2009 году 22—25 октября.

Выставочный зал «Луи Виттон» (Espace Culturel Louis Vuitton)
60, rue de Bassano. Вход через магазин — 101, avenue des Champs Elysées, 8-й округ
Понедельник — суббота 12.00—19.00, воскресенье 11.00—19.00. Вход на выставки свободный

Люксовая марка Louis Vuitton одной из первых поняла, какую пользу в продвижении бренда может принести современное искусство. В разное время и в разных формах с маркой сотрудничали Такаши Мураками, Стивен Спрауз, Сильви Флери, Джеймс Таррелл и многие другие художники. Культурное пространство Louis Vuitton, центральный вход в которое находится с другой стороны здания многоэтажного и на удивление многолюдного бутика на Елисейских Полях, — часть той же политики. Выставки проходят здесь три раза в год и посвящены теме путешествий, наследию марки и взаимодействию искусства и моды. В рамках раздела про путешествия было представлено искусство из экзотических для французов регионов — Индии, Ближнего и Дальнего Востока, Южной Кореи и России. Достопримечательность институции — абсолютно темный и звуконепроницаемый лифт работы исландского художника Олафура Элиассона, который поднимает посетителей на выставку со стороны улицы Bassano с ощущением провала в пространстве и во времени. Зато на седьмом этаже, где проходят выставки, можно выйти на балкон и увидеть развернутую панораму Парижа. Вернисажи, куда попадают только по приглашениям, собирают деятелей современного искусства и звезд кино и проходят на отдельном этаже, связанном с выставочным пространством лестницей и лифтом.

Вокруг Palais de Tokyo

Западные окраины Парижа, 16-й и 17-й округа (сегодня это самый центр через реку от Эйфелевой башни, вокруг метро Trocadero, Iena) — это традиционные владения французской аристократии и буржуа. Здесь много неприступных особняков XVII и XVIII веков и прогуливающихся пенсионеров, Музей искусства Азии Гиме и Музей человека, но современное искусство ограничивается Palais de Tokyo и Музеем современного искусства города Парижа, которые находятся по соседству друг с другом. Зато навестить их нужно непременно.

Пале-де-Токио (Palais de Tokyo)
13, avenue du Président Wilson, 16-й округ Вторник — воскресенье, 12.00—24.00. Вход на выставки и другие мероприятия программы €1—6

На настоящий момент самая модная и передовая площадка современного искусства Парижа разместилась в одноименном дворце — почти сталинского стиля здании, построенном в 1937 году для Всемирной выставки искусства и промышленности. Слава центра Palais de Tokyo восходит к его первым кураторам — Николя Буррио и Жерому Сансу. В 1990-е годы Буррио сформулировал теорию «эстетики взаимодействия», вызвавшую пылкие дебаты по всему миру, и политика Palais de Tokyo отвечала ее главной идее — искусство как пространство общения. Под руководством швейцарца Марка-Оливье Валёра, ставшего куратором Palais de Tokyo в 2006 году, у этого общения появились серьезные основания. Согласно видению Валёра, в свое время получившего философское образование, искусство не знает границ, а его ценность — в загадке или парадоксе, который всякий раз обновляет наше восприятие реальности. В результате в сегодняшнем Palais de Tokyo выставки уживаются с конкурсом деревянных скульптур и лекциями о «черных дырах», что, без сомнения, расширило представления многих. Оригинальное нововведение Валёра — приглашение художников в роли кураторов. В 2007 году выставку курировал швейцарский художник Уго Рондиноне, а в 2008-м — британец Джереми Деллер. Кроме того, в Palais de Tokyo есть две площадки для молодых художников (Les Modules), где выставки меняются раз в месяц, а каждый четверг здесь проходят лекции, видеопроекции, концерты и другие события, сопровождающие выставки. С самого начала в Palais de Tokyo действует Le Pavillon  — учебная программа для молодых художников под руководством Анжа Леччиа. Разумеется, здесь есть книжная лавка, бутик, ресторан, два кафе и свободный WiFi. В течение 2008 года на крыше Пале размещался микроотель Everland (вместительная кабина, спроектированная швейцарскими художниками Сабиной Ланг и Даниэлем Бауманном), где можно было остановиться на ночь, но только на одну, потому что каждый миг, как гласил текст создателей, должен быть редким и незабываемым. Вернисажи в Palais de Tokyo открыты для всех желающих, и народу здесь бывает много.

Музей современного искусства города Парижа (Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris)
11, avenue du Président Wilson, 16-й округ Вторник — воскресенье, 10.00—18.00, по четвергам на временные выставки вход до 22.00. Вход на выставки €3,5—7

Музей располагается рядом с Palais de Tokyo и делит с ним террасу с кафе, откуда открывается вид на Эйфелеву башню и на скейтеров, которые катаются у фонтана и у подножия огромной лестницы. В отличие от Palais de Tokyo в музее проходят классические тематические и персональные выставки искусства ХХ века и известных современных художников. Хотя в 2008 году здесь по-хулигански и с концертом отметились художники из австрийского коллектива Gelitin, знакомые зрителям 1-й Московской биеннале по туалету с большой свисающей сосулькой. На нижнем уровне рядом с кафе в музее располагается книжный магазин. {-page-}


Север и восток (10—12-й, 18—20-й округа)

На севере и особенно на востоке Парижа расположены эмигрантские кварталы — индийский (10-й округ) и вьетнамский (20-й округ), а также более демократичные районы (11-й, 18-й, 19-й округа), где цены ниже, а бары веселее. Здесь селится молодежь. Бывшие рабочие предместья района Бельвиль теперь входят в моду, и квартал начинает заселять богемная буржуазия, но местные бары интеллектуалов и творческой молодежи по-прежнему сохраняют демократичный дух. Институций современного искусства на севере и востоке Парижа не так много, и все они разбросаны по разным кварталам.

Пуэн Эфемер (Point Ephémère)
200, Quai de Valmy, 10-й округ
Понедельник — суббота 12.00—2.00, воскресенье 13.00—21.00. Вход на выставки свободный, на концерты и другие мероприятия уточняйте на сайте и по телефону: 0033 (0)1 40 34 02 48

Point Ephémère, расположенный на берегу канала Сан-Мартэн в здании бывших доков, — один из центров молодежной культуры Парижа. Это часть движения Usines Ephémères, которое видит своей миссией превращение заброшенных городских территорий в молодежные культурные пространства. Point Ephémère поддерживает художников, хореографов и музыкантов в начале карьеры, предоставляя им площадку для работы и выступлений, и соответственно здесь собирается в основном молодая публика. Культурная программа состоит из выставок, перформансов и концертов не всегда безупречного качества, но проходит бодро и с вдохновением. Существенный плюс — недорогие билеты. Оживление также вносит недорогой бар-ресторан с открытой террасой, благодаря чему здесь всегда многолюдно, особенно летом, когда можно сидеть на берегу канала. По соседству с Point Ephémère находится пожарная часть, и очень демократичный бал с жареными сосисками на открытой площадке проходит каждый год в День взятия Бастилии 14 июля в гостях у пожарников. Кроме того, в Point Ephémère происходят различные мероприятия в партнерстве с другими институциями и регулярные фестивали — музыкальный Octopus, фестиваль Paris Hip-hop и многие другие.

Фонд современного искусства Kadist
19 bis — 21 rue des Trois Frères, 18-й округ
Во время выставок с четверга по воскресенье с 14.00 до 19.00 или по договоренности. Вход на выставки свободный

Частный фонд Kadist был создан в 2001 году с целью поддержки современного искусства тремя способами: с помощью собирания коллекции, организации выставок и приглашения кураторов, художников и арт-критиков из разных стран на «резиденцию», под которой понимают оплаченную за счет фонда командировку в Париж сроком от 4 до 6 месяцев. Деятельность фонда по всем направлениям отличается открытостью международному художественному сообществу, не всегда свойственной французским институциям. Следствие благоприятной политики — небольшие интересные и хорошо сделанные выставки художников не самых громких имен, что всегда любопытно и обещает новые открытия. В среднем здесь проходят четыре выставки в год, а также выступления и встречи-дискуссии с художниками, кураторами и арт-критиками, которые находятся на «резиденции» и не только.

Плато (Le Plateau)
Place Hannah Arendt, на углу rue des Alouettes и rue Carducci, 19-й округ
Среда — пятница 14.00—19.00, суббота — воскресенье 12.00—20.00. Вход на выставки свободный, на мероприятия программы Séquence  €4

Le Plateau относится к сети региональных фондов современного искусства (FRAC), каких по всей Франции и ее заморским территориям двадцать четыре. Созданные в начале 1980-х годов на волне государственной политики децентрализации культуры, они собирают коллекции и служат популяризации современного искусства. В регулярную программу Le Plateau входят выставки, а также встречи с художниками, кураторами и перформансы в рамках программы Séquence. Le Plateau может похвастаться экспериментальной площадкой, которая являет собой по описанию нечто среднее между мастерской и выставкой и представляет творчество художников, находящихся на «резиденции» в Париже. Кроме того, здесь большая программа по сопровождению публики, в том числе для детей.

Le 104
104, rue d'Aubervilliers / 5 rue Curial, 19-й округ
Воскресенье — четверг 11.00—20.00, пятница — суббота 11.00—23.00. Мастерские художников закрыты по понедельникам. Вход в центр свободный, на мероприятия программы €3—5

Центр «104» распахнул свои двери в октябре 2008 года с целью преодолеть границы между разными видами искусств и устранить барьер между художником и зрителем — громкое заявление, которое, как правило, нравится французским политикам. В огромном пространстве в 39 тыс. кв. м сосуществуют искусство, театр, музыка, современная хореография и дизайн. Здесь расположены многочисленные мастерские для творческих людей, находящихся на «резиденции» (200 человек в год), в ходе которой им предоставляется возможность осуществить новые проекты и представить их в рамках одной из трех ежегодных показательных выставок. Чтобы донести искусство до зрителя и разрушить представление о его недоступности, Центр «104» построил свою довольно насыщенную программу не на выставках и индивидуальном опыте их восприятия, а на событиях и общении — дискуссиях, встречах с художниками и посещении их мастерских, а также перформансах, концертах и театральных постановках, которые собирают публику. Действие подобной политики лучше, конечно, испытать на себе самим. Среди знаменитостей, которые будут в «104» в начале 2009 года, художник Анри Сала и британский музыкант Трики. В центре действует программа Maison des petits, где проходят занятия искусством с маленькими детьми, и Le Cinq — курсы рисунка, танцев, театрального мастерства для всех желающих. В дополнение ко всему под крышей «104» располагаются рестораны, кафе и магазины.

Ars longa
67, avenue Parmentier, 11-й округ
Во время выставок: вторник — суббота, 14.00—19.00 и по договоренности. Вход на выставки свободный

Специализация этого недавно открывшегося центра — дигитальное, или цифровое, искусство, то есть созданное с помощью компьютера. Здесь проходят выставки, встречи, концерты, посвященные этому жанру, а также мастер-классы и учебная программа для желающих изучить его основательно. Важная часть деятельности центра — взаимодействие с жителями окрестных кварталов, которые сотрудничают с художниками и создают, к примеру, звуковую карту своего района.

Мезон-Руж (La Maison Rouge)
10, boulevard de la Bastille, 12-й округ
Среда — воскресенье 11.00—19.00, в четверг до 21.00. Вход на выставки и другие мероприятия €5—7

Выставочная площадка, принадлежащая французскому коллекционеру Антуану де Гальберу, не ограничивается личным вкусом своего владельца и дает возможность крупным коллекционерам современного искусства со всего мира представить свои собрания. Выставки частных коллекций перемежаются тематическими и персональными выставками различных художников и кураторов. К примеру, в конце 2007 года нашумевшая из-за наложенной Министерством культуры цензуры выставка «Соц-арт» под кураторством Андрея Ерофеева проходила именно здесь. Как правило, все выставки сопровождаются программой лекций и дискуссий. Помимо основных залов, работы художников также представлены во внутреннем застекленном дворике и в вестибюле налево от входа. В глубине La Maison Rouge на нижнем уровне прячется зал La Suite — комната, обставленная в виде спальни гостиничного номера. В этой интимной обстановке, располагающей к доверительным беседам, проходят регулярные встречи с художниками, писателями, музыкантами и актерами. В 2009 году здесь продолжится программа встреч на тему литературы и ее звукового выражения, которая представит публичные чтения, перформансы и звуковую поэзию. В La Maison Rouge есть также кафе-ресторан и книжная лавка, которая заслуживает внимания. {-page-}


Левый берег (5—7-й, 13—15-й округа)

На том Левом берегу, который представляет собой часть парадного центра (5—7-й округа от Пантеона до Эйфелевой башни), современного искусства сейчас почти нет. На более дальний Левый берег Парижа современное искусство пришло в 1990-х годах параллельно с застройкой южных районов. Самый главный полюс новой архитектуры — в далеком 13-м округе, вокруг здания Библиотеки Франсуа Миттерана, возведенной в 1996 году французским архитектором Домиником Перро. Рядом с ней построили большой кинотеатр сети MK2, а на берегу Сены — новые застекленные дома-резиденции для тех, кому надоел Париж барона Оссмана. Искусство здесь приветствуют в надежде культурно обустроить промышленную зону. Среди откликнувшихся — молодые галереи и центр Betonsalon. Если на Монпарнасе в начале ХХ века селились художники и другая богема, то теперь здесь царит скорее деловой дух, как и в соседнем 14-м.

Выставочный зал EDF (Espace Fondation EDF)
6, rue Récamier, 7-й округ, метро Sevres-Babylone
Вторник — воскресенье, 12.00—19.00. Вход на выставки свободный

Собираясь в Париж, стоит заглянуть на сайт фонда электроэнергетической компании EDF. На их выставочной площадке, расположенной в бывшем здании электроподстанции 1910 года, время от времени проходят достойные внимания выставки современного искусства.

Бетонсалон (Betonsalon)
9, esplanade Pierre Vidal-Naquet, на первом этаже здания Halle aux Farines, 13-й округ Вторник — суббота, 12.00—21.00. Вход на выставки и мероприятия программы свободный

После трех лет странствий без постоянной прописки молодая и динамичная площадка Betonsalon расположилась в одном из зданий, принадлежащих университету Paris 7Denis Diderot, и развила бурную деятельность. Богатая на выставки и сопутствующие события (лекции, дискуссии, видеопроекции и т.п.) программа концентрируется вокруг современного искусства, философии, кино, сценических искусств и отличается по-научному серьезным подходом, но доступным изложением. Размышление ведется вокруг темы искусства как социальной силы и проблемы восприятия произведения. Betonsalon приглашает на резиденцию художников, которые работают в тесном сотрудничестве с университетской научной лабораторией. Расписание мероприятий можно узнать на сайте галереи.

Галереи улицы Louise Weiss
Air de Paris — 32, rue Louise Weiss; Art : Concept — 16, rue Duchefdelaville и др. (адреса можно найти в путеводителе по галереям и на сайте, 13-й округ Вторник — суббота, 11.00—19.00

©  Google

  Улица Louise Weiss

Улица Louise Weiss

На улицу Louise Weiss (и на смежные с ней улицы) в индустриальном районе 13-го округа молодые галереи, привлеченные дешевой арендой, прибыли в 1997 году, и здесь образовался второй после Марэ район скопления парижских галерей. С тех пор их состав частично поменялся — многие галереи снова переехали в центр, а к оставшимся присоединились новые. Ветераны улицы Louise Weiss — галереи Air de Paris, Art: Concept и Praz-Delavallade. Позднее прибыли gb agency, Suzanne Tarasieve Paris и Jousse Entreprise. Еще одна, Random gallery, — это галерея в витрине между 32 и 28 домами улицы и находится в ведении Air de Paris и Praz-Delavallade. В целом галереи Louise Weiss отличает выбор не самых известных, но передовых художников, которых любят выставлять некоммерческие пространства всего мира. К примеру, среди художников галереи Air de Paris значатся Лайам Гиллик и Карстен Хёллер. Art: Concept представляет интересы Джереми Деллера и Романа Зингера, а Praz-DelavalladeСэма Дюрана и Маи-Ту Перрет, а галерея gb agency работает с Деймантасом Наркявичюсом и Омером Фастом и иногда доверяет свои выставки приглашенным кураторам. Так же, как и коллеги из Марэ, местные галереи стараются устраивать вернисажи в один вечер.

Glassbox
17, boulevard Jourdan в здании Cité International Universitaire de Paris, 14-й округ
Время работы необходимо уточнять на сайте или по телефонам 0033 (0) 677807757 и 0033 (0) 688491662
Вход на выставки свободный

Некоммерческая галерея Glassbox, которая раньше располагалась на улице Oberkampf, в 2007 году переехала в Университетский кампус (Cité International Universitaire de Paris) и начала работать над выставками в режиме in situ. Художникам предлагается осуществить проекты в помещениях кампуса — в залах, спортивных сооружениях, культурных пространствах или в парке вокруг. Принцип работы остается тем же, что и раньше: галерея работает в тесном общении с молодыми художниками, которые приглашают других художников, которые приглашают кураторов и т.п. Из последних событий программы Glassbox — проекция слайдов с изображениями купальщиков и купальщиц художницы Селин Дюваль на воду университетского бассейна. Многие художники, приглашенные галереей, осуществляют свои работы во взаимодействии со студентами. Узнавать о предстоящих событиях лучше всего на сайте галереи.

Фонд современного искусства Cartier
261, boulevard Raspail, 14-й округ
Вторник 11.00—22.00, среда — воскресенье 11.00—20.00

Вход на выставки и на мероприятия программы Les Soirées Nomades €4,5—6,5, на мероприятия для детей €5,5 (предварительная запись обязательна)

©  Raphël G., France / flickr.com

 Фонд современного искусства Cartier

Фонд современного искусства Cartier

В Париже еще одна люксовая марка, на этот раз драгоценных украшений и часов, обладает площадкой для выставок, но в отличие от Louis Vuitton занимается его поддержкой через деятельность учрежденного фонда. Фонд Cartier существует с 1984 года, хотя здание с фасадом из стекла, в котором он располагается в настоящее время, было построено известным французским архитектором Жаном Нувелем только в 1994 году. Примечательных деталей здания три: ливанский кедр в горшке гигантских размеров у входа, посаженный в 1823 году французским писателем-романтиком Шатобрианом; «вертикальный сад» в виде ковра из растений на стене над самым входом в здание — известное изобретение французского ботаника Патрика Блана; наконец, более традиционный сад под названием Theatrum Botanicum, устроенный немецким художником Лотаром Баумгартеном. В фонде Cartier проходит от трех до шести выставок в год и регулярная программа перформансов и видеопоказов художников, выступлений писателей, хореографов, дизайнеров и особенно часто музыкантов под названием Les Soirées Nomades («Бродячие вечера»).

Иммананс (Immanence)
21 avenue du Maine, 15-й округ
Четверг — суббота 14.00—18.00 и по договоренности. Вход на выставки свободный.

Некоммерческая галерея Immanence на Монпарнасе была основана в 2000 году двумя выпускниками Художественной школы Парижа (ENSBA) и принадлежит к так называемым artist-run spaces, то есть управляется художниками. Чтобы заработать деньги на аренду помещения, на открытии художники устроили лотерею, где все купившие билеты могли выиграть произведения, пожертвованные Бастаманте, Болтански и менее известными авторами. У здания галереи славное прошлое: в начале века здесь была столовая для художников, открытая художницей Марией Васильевой в 1915 году, куда ходили обедать Пикассо, Брак, Матисс и Модильяни. Сегодня здесь бывает не больше шести выставок в год; их готовят приглашенные кураторы или сама галерея. С 2008 года в Immanence размещается открытый для пользования архив по современному искусству, который включает книги, созданные художниками; афиши; письма; фотографии и другие документальные материалы. Хозяева галереи с радостью выступают гидами по выставке, и сюда нужно идти, когда хочется поговорить об искусстве в дружеской обстановке.

Смотреть галерею полностью


Другие материалы рубрики:
Давид Рифф. Где искать современное искусство в Берлине, 1.11.2008
Елена Зайцева. Где искать современное искусство в Лондоне, 14.10.2008
Павел Герасименко. Где искать современное искусство в Санкт-Петербурге, 10.09.2008

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • lukka17· 2009-01-30 17:24:16
    Спасибо. Отличный обзор.
  • garbuzzz· 2009-11-01 23:37:13
    Choroshii obsori! Odno malenkoe dopolnenie k russkim galereiam: na monmartre nachoditsia molodaia russkaia galerea "Russian Tea Room" kotoraia vistavila na nedavno proshedshem SLICKe (iarmarka molodich galerei v ramkach FIAC) Olega Dou i voobche specialisiruetsia na russkich fotografach (v spiske chudognikov est naprimer Sergey Maximishin)
Все новости ›