Оцените материал

Просмотров: 69276

Что смотреть на Документе-13

Екатерина Дёготь · 22/06/2012
 

Новая галерея

Ваэль Шауки (Wael Shawky). Cabaret Crusades

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Художник из Александрии снимает полнометражные постановочные фильмы на политико-исторические сюжеты, которые всегда резко «остранены» актерским составом — это или непрофессиональные актеры, или дети, или, как в данном случае, куклы. Демонстрируются два фильма из продолжающейся серии Cabaret Crusades, инсценирующие книгу ливанского писателя Армина Маалуфа «Крестовые походы глазами арабов». Исторические факты воссозданы точно, но с точки зрения того, к каким последствиям и каким сдвигам власти они привели на Ближнем Востоке. Чтобы все правильно понять, надо в этом разбираться; однако можно и просто получить детское удовольствие от красивой цветной картинки и кукольных приключений.

Хасан Хан (Hassan Khan). Blind Ambition

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Еще один фильм еще одного египетского художника, выглядит как черно-белая документальная съемка повседневной жизни современного Каира: интеллектуалы спорят в кафе, две подруги ссорятся, идя за покупками, таксисты полуспят в своих машинах. Смотришь это довольно долго, пытаясь отгадать, в чем секрет. Не сразу, но понимаешь, что в фильме что-то странное со звуком: все реальные звуки шумного города убраны, мы слушаем голую студийную запись. На самом деле странность — обнаженная данным приемом — в том, что фильм тщательно поставлен, в нем играют актеры, реализующие написанный автором сценарий и представляющие типичные, с его точки зрения, фигуры современного арабского общества. То есть это такой своего рода «Июльский дождь» Каира. Хасан Хан делает совершенно разные работы, но часто завязанные на границе между документальностью и постановкой, между представлением общества о себе и его реальным обликом.


Главный вокзал

«Отолит груп» (Otolith group)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Полнометражный документальный фильм модного художественного дуэта из Лондона рассказывает о Фукусиме и вскрывает порой неожиданные социально-политические корни того, что произошло в Японии. Как в правильном документальном фильме а-ля Михаил Ромм, использована старая пропагандистская съемка. Это не loop, имеются начало и конец, нужно смотреть целиком, но интересно, как хорошая телепередача, и показывается в комфортных условиях, в старом кинотеатре вокзала.

Джанет Кардифф, Джордж Берс Миллер (Janet Cardiff, George Bures Miller)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Очередной аттракцион от Кардифф и Co, как всегда, занимателен. В обмен на паспорт вы получаете айфон (может быть, можно закачать приложение на свой собственный, не знаю), вставляете в уши наушники и далее бродите по вокзалу, следуя указаниям таинственных голосов и видя на экране айфона удивительные события, которые могли бы иметь тут место.

Рабия Мруэ (Rabiah Mroue)
Рабия Мруэ несколько раз читал в дни открытия выдающуюся лекцию (см. Дневник-1), ее видеозапись является также частью инсталляции (в левой части вокзальной территории). Инсталляция в целом не слишком удачная, но посмотрите лекцию.

Вилли Доэрти (Willie Doherty)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Тонкий медитативный фильм ирландского кинематографиста, медленные планы с закадровым текстом. Рассказывается история про то, как целая лесная территория оказалась заражена грибком, как это оказалось связано с наличием секретных биологических заводов и как это отразилось на судьбе одного человека. Человека мы не видим, только — крупным планом — мхи, грибки и потом обои, которые тоже будто грибок в глобальном лесу милитаризма.

Клеменс фон Ведемейер (Clemens von Wedemeyer)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Совершенно выдающаяся, по нашему мнению, работа. Три фильма примерно по полчаса каждый составляют три стороны треугольной инсталляции. В каждом — постановочная история про одну из страниц прошлого монастыря Брайтенау под Касселем: в 1945 году прямо в здании церкви был барак концлагеря, в 1970-е годы — исправительное заведение для девочек (и там снимался фильм по сценарию журналистки Ульрики Майнхоф), а в 1990-е сюда приезжали автобусы со школьниками-экскурсантами. Некоторые актеры переходят из истории в историю, подчеркивая повторяемость драматических узлов немецкого прошлого. Самое главное, интересное и блестяще сделанное — синхронизация трех фильмов (видя один, мы слышим остальные два). Надо посмотреть все три фильма по отдельности, а потом вместе.

Уильям Кентридж (William Kenthridge)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Если кому-то не хватило выставки Кентриджа в «Гараже» прошлой осенью, можно посидеть тут (зал в самом конце вокзальной территории). А так в принципе это все то же самое, и непонятно, зачем ветеран Кентридж, уже давно перешедший в категорию «почтенный самоповтор», на Документе вообще нужен. Но визуальное удовольствие от его анимации несомненно. По дороге к Кентриджу вы пройдете через заброшенные железнодорожные пути, на них висят металлические жалюзи, которые время от времени с лязгом поднимаются и опускаются, — это работа художницы Хеге Янг. На улице имеется неолиберальный (амбициозный и дорогой, по скромным кассельским меркам) бар с шезлонгами — те, кто предпочитает урбанизм паркам, может загорать с видом на рельсы и инсталляцию Лары Фаваретто, состоящую из груды металлолома с вкраплениями бетонных деталей.

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Natalya Heller· 2012-06-22 16:48:17
    спасибо
  • Анна Неизвестнова· 2012-07-14 19:43:24
    Спасибо, очень интересный обзор и полезные рекомендации. Непонятно только одно, почему уважаемая Екатерина Деготь говорит о себе во множественном числе. Автор с кем-то советуется? Это общие впечатления группы русских критиков? Или просто какая-то печатная вежливая форма?
Все новости ›