Оцените материал

Просмотров: 96270

Где искать современное искусство в Санкт-Петербурге

Павел Герасименко · 10/09/2008
Где в Петербурге ловится современное искусство — и какое. Версия OPENSPACE.RU

©  D137

 М. Федорова. На берегу моря. 2005

М. Федорова. На берегу моря. 2005

Начертить четкую карту мест для современного искусства в Петербурге непросто. Традиционно тут все слитно. Художники разных поколений и даже направлений не только сосуществуют в одном пространстве, но и по-прежнему претендуют на внимание одного и того же, в общем, зрителя. Не растратившие творческих сил семидесятники и совсем молодые, бывший Союз художников и бывшие авангардисты — все они делят между собой одни и те же некоммерческие выставочные площадки и не такое уж большое число коммерческих галерей, причем граница между теми и другими неопределенна порой даже для самих владельцев. Однако картина начинает проясняться, и в последнее время невнятность уступает место определенности с заметными прагматическими нотками.

Итак, в городе существует три-пять коммерческих галерей московского типа. Правда, в них более заметно, чем в Москве, преобладает живопись, причем некоего доглянцевого этапа. Тому, кто хочет «интересно провести уик-энд», скорее стоит побывать в новых выставочных пространствах молодого искусства — такое ощущение, что в Питере все время открываются новые места с похожей программой «выставка и дискотека». А для того чтобы почувствовать петербургскую атмосферу, лучше всего подойдут небольшие некоммерческие галереи. Правда, посмотреть такие места зачастую можно только с проводником из местных, знающим пароли и явки и умеющим ориентироваться на местности... В Петербурге силен «урочищный» принцип, о котором писал В.Н. Топоров, и буквально в полушаге от Невского проспекта жизнь существует в ином ритме, и везде есть место для искусства...

Возможно, Петербург задержался в поисках большой идеи столичного масштаба. Создание в городе музея современного искусства до сих пор актуально. Но, видимо, грядут большие перемены. Ни один значимый проект и ни одна архитектурная новостройка, включая небоскреб Охта-центр, не обходится без объявления о планах создания музея современного искусства — разумеется, крупнейшего в своем роде, о чем смотри, например, здесь. Питерские частные коллекции уже готовы показать свое собрание публике. Одна из них, «Эрарта», уже объявила о постройке специального здания для своей коллекции на Малом проспекте Васильевского острова (см. об этом здесь). В основе коллекции «Эрарта», как и других подобных собраний, все варианты ленинградского-петербургского нонконформизма и современной живописи. Есть информация, что в будущем году ожидается превращение в центр искусства фабрики «Красное знамя», построенного Эриком Мендельсоном шедевра архитектуры 1920-х. Еще ходили слухи про Музей современного искусства, который якобы должен открыться в реконструированной Новой Голландии усилиями московского фонда Stella Art Foundation, но пока все затихло.


ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДИ

Эрмитаж, здание Главного штаба
Дворцовая площадь

Примерно год назад Эрмитаж, до того пускавший современное искусство не дальше залов третьего этажа, громко заявил о своем намерении показывать и собирать это искусство. Центром масштабного проекта «Эрмитаж 20/21» (цифры означают века) стал Главный штаб (его восточное крыло), тем более что он подчеркнуто отделен пространством площади от дворцовых зданий и готов к реконструкции. Именно здесь была показана первая в России выставка инсталляций Ильи и Эмилии Кабаковых. Возглавил новое направление деятельности молодой и энергичный Дмитрий Озерков. Решив заниматься contemporary art,
в новом подразделении Эрмитажа сразу показали, что умеют пользоваться таким неотъемлемым его атрибутом, как пиар вплоть до скандала. Весь прошлый сезон все говорили про America today: эта передвижная выставка молодых американских художников из собрания Чарльза Саатчи вызвала сравнения с бродячим паноптикумом: она была до необъяснимого разнородна и странна. Потом на время взбудоражило обещание привезти «ради любви к богу» (точнее, «ради всего святого») знаменитый бриллиантовый череп работы Дэмиена Херста (пока обещание не реализовалось). Новостью начинающегося сезона в проекте «Эрмитаж 20/21», несомненно, станет ретроспектива основателя неоакадемизма Тимура Новикова (24 сентября). Проникновение Эрмитажа на традиционную территорию Русского музея, где уже давно существует специальный Отдел новейших течений, стало главной интригой последнего времени.

Мраморный дворец и Музей Людвига в Русском музее
Миллионная ул., 5/1. (812) 312-90-54
пн 10.00—17.00, ср—вс 10.00—18.00


Сам Отдел новейших течений, располагающийся ныне в Мраморном дворце, продолжает регулярно делать там выставки и «встраивать в контекст» известные имена и явления в современном искусстве (из прошедшего — Юрий Злотников, из объявленного на следующий год — некрореалисты). Планку задает «музей в музее» — постоянная экспозиция работ из коллекции кельнского шоколадного короля Петера Людвига, подаренная Русскому музею в 1995 году. Это небольшой, но довольно представительный экскурс в историю современного искусства, зарубежного и российского, дополненный ныне работами из коллекции Марата Гельмана.

Центральный выставочный зал «Манеж»
Исаакиевская площадь, 1. (812) 314 88 59

Питерский Манеж можно сравнить с московским ЦДХ: два этажа, облицованные белым мрамором, тяжеловесный официоз архитектуры конца 1970-х. Это территория, малоподходящая для искусства вообще и современного в частности. Манеж всеяден, и он (в отличие от ЦДХ) обладает внушительной коллекцией: это самые разные по качеству произведения ленинградско-петербургского искусства последних двадцати лет. Недавно под свою коллекцию Манеж получил помещение на канале Грибоедова, 103. Пока что в необустроенных залах бывшего архива проходят интересные проекты, собравшие молодых художников — например, недавняя сессия молодого искусства «Переучет» .

Сomic art gallery
Галерная, 33. (812) 570 05 17
пн—сб 13.00—19.30


Сomic art gallery за год существования быстро расширила профиль деятельности. Вдобавок к библиотечке и магазину с комиксами и книгами по архитектуре в небольшие зальчики они запустили молодых художников, разрешив им делать все — кто во что горазд. Правда, при отсутствии практики кураторства бывают неудачи, и непонятно, на что или на кого тогда списывать невыразительность выставки. Но на вернисажах царит самая дружеская атмосфера, на улице, почти что «под аркой на Галерной», играют диджеи. Новый сезон галерея начинает выставкой живописи французского художника комиксов Фредерика Коше, чьи офорты вызвали ассоциации с работами Пепперштейна и с Утрехтской псалтырью одновременно.
Страницы:

Ссылки

КомментарииВсего:3

  • artznatok· 2009-04-14 20:55:32
    прочитал все. характеристика Альбома удивила. всех по шерстке, кроме этого, хорошего и интересного пространства. ощущение, что автор хотел хоть про кого-то написать плохо. "качество искусства остается под вопросом" - расплывчатая фраза, и ни о чем в сущности. в Альбоме вполне качественные работы, концептуально продуманные проекты. одна голова спящего ребенка Пушницкого чего стоит. кстати, и в 3 тур кандинского этот проект прошел.
  • anyaf· 2010-10-12 06:14:30
    А почему не упомянули что Санкт Петербург является центрои кибер искусства России? Все таки самый большой фестиваль там происходит и арт киберлаборатория там же существует?
    www.cyland.ru
  • Coyote· 2011-05-11 01:41:07
    Coyote Ugly Bar Saint-Petersburg
    Saint-Petersburg, Liteiny, 57, (812) 272 0790, open 20.00 – 06.00 every day
    Coyote Ugly Saloon is the most famous bar all over the world and is now in Moscow and Saint-Petersburg.
    The original Coyote Ugly Saloon opened January 27, 1993, in New York City, after New York University alumna Liliana Lovell declined an internship on Wall Street for a career as a bartender. Lovell held several bartending jobs during college and perfected a routine of dancing on the bar, singing, and challenging customers to drinking contests. Applying a business model learned from her former boss, Tom McNeill, she began hiring young women and training them in the wild routine, which included such antics as chugging alcohol, setting light to it, then breathing fire. While some women were good at singing, others good at dancing, and others good at yelling, Lovell found that not all the women were talented in each of the three aspects, so she often paired women with complementary abilities.
    From 2001 to 2003, 19 bars were in operation across the United States. In 2009, the Coyote Ugly expanded to Europe opening two new locations in Germany and one in Moscow, Russia in November 2009. This brings the number to fifteen in the chain today. In 2010 Coyote Ugly in Saint- Petersburg opened his doors and welcome you right now in Russia!

    Club & Nightlife
    Saint-Petersburg, Liteiny prosp., 57, (812) 272 0790, open 20.00 – 06.00 every day
Все новости ›