Оцените материал

Просмотров: 70566

Международные выставки первой половины 2011 года: выбор OPENSPACE.RU

19/01/2011
Нэнси Сперо в Лондоне, Эдуард Мане в Париже, Борис Михайлов в MoMA, Ольга Чернышева в BAK и многое другое

Имена:  Алан Капроу · Андре Кертеш · Борис Михайлов · Габриэль Ороско · Нэнси Сперо · Ольга Чернышева · Сьюзан Хиллер · Франсис Алюс · Эдуард Мане

©  Courtesy CNAP. Photo Aurélien Mole / Fondation d'entreprise Ricard

Ричард Симпсон. Книга художника. 2010

Ричард Симпсон. Книга художника. 2010

По ту сторону пыли — документы художников сегодня (Beyond the Dust — Artists' Documents Today)
Fondation d'entreprise Ricard, Париж
11—29 января

Проект, в котором участвуют двенадцать молодых художников из Италии, Франции и Нидерландов (их имена нам совсем незнакомы), в январе завершит тур по трем странам в парижском Фонде Рикар. Показывая проекты, связанные с собственными архивами и документами, художники демонстрируют разные способы их использования и манипулирования образом и текстом, переводя на первый взгляд формальные действия в философский и общественно-политический контекст. По словам куратора проекта Франчески ди Нардо, «одна из самых захватывающих и важных сторон архива — его связь с понятием исторической правды. Здесь встает вопрос о том, как историческое понятие архивного источника неразрывно связано с понятием подлинности, вымысла и фальсификации». Таким образом, проект, посвященный документации художников, оказывается связан с более общим размышлением о современном понимании памяти и архива, их достоверности и правдоподобии.


Габриэль Ороско (Gabriel Orozco)
Tate Modern, Лондон
19 января — 25 апреля

Если в прошедшем году вы не видели ретроспективу Габриэля Ороско в Нью-Йорке, Базеле или Париже, можете восполнить пробел в главном британском музее современного искусства. Выставка организована совместно с музеем MoMA, о ее премьере мы писали здесь. Мексиканский художник, живущий в Нью-Йорке, считается одним из самых влиятельных авторов 1990-х и по-прежнему чрезвычайно популярен у публики. Разрисованный «в шашечки» череп или расписанный китовый скелет — это, конечно, не так радикально, как Дэмиен Херст, но смысл примерно тот же. У Ороско есть немало запоминающихся фотографий, таких как «Кошка в джунглях» и «Остров на острове», и яркие акции — например, когда посетители музея MoMA вдруг увидели оранжевые точки в окнах противоположного здания, художник попросил хозяев квартир положить на каждое окно по одному апельсину. Ороско работает с повседневными найденными объектами, преобразуя их так, что они полностью лишаются своих функций, превращаясь в странный, хотя и не слишком глубокомысленный арт-объект. На выставке показывают все его главные инсталляции и скульптурные объекты. Например «Модифицированный “cитроен”», из которого вырезана средняя часть в треть от общей ширины, или составленную из четырех велосипедов башню, или овальный бильярдный стол без лунок, над которым, как маятник, укреплен шар, и тому подобные остроумные (или когда-то казавшиеся таковыми) выдумки.


Ольга Чернышева: In the Middle of Things
BAK, Утрехт
23 января — 27 марта
Открытие — 22 января


©  Courtesy BAK

Ольга Чернышева. Citizens. 2009-2010

Ольга Чернышева. Citizens. 2009-2010

Персональная выставка одной из наших любимых художниц проходит в рамках международного исследовательского, образовательного, издательского и выставочного проекта «Бывший Запад» (2008—2013). Искусство Ольги Чернышевой само является художественным исследованием — художница наблюдает своих сограждан, анонимных людей в повседневном окружении, умудряясь показать жизнь «маленького человека» в ее непосредственной связи с общим посткоммунистическим и неолиберальным контекстом. Ее метод представления действительности средствами искусства возрождает старую традицию критического реализма, который вдруг оказывается чрезвычайно актуальным. В Утрехте художница покажет живопись, графику, видео, фотографии и объекты — работы разных лет, в том числе новые. 9 января пройдет составленный самой Ольгой видеопоказ. 17 февраля — публичная дискуссия с участием художницы и куратора Космина Костинаса. 15 марта Екатерина Дёготь прочитает лекцию об искусстве О. Чернышевой.


Делать — значит думать (Making is Thinking)
Witt de Witt, Роттердам
23 января — 1 мая
Открытие — 22 января


©  Courtesy of the artist / Aoyama Meguro, Tokyo (Japan) / Vitamin Creative Space, Guangzhou (China)

Коки Танака. Возмите апельсин, и выбросите его, недолго думая (кадр из видео). 2006

Коки Танака. Возмите апельсин, и выбросите его, недолго думая (кадр из видео). 2006

Выставка исследует художественные практики, связанные с понятиями концептуального ремесла и интуитивного производства, отвергающие традиционную дихотомию Идеи и Вещи. В современном постиндустриальном мире, по мнению куратора Зои Грей (Zoë Gray), возможно, пора отказаться от «дематериализации произведения» и вернуться к художественному производству, тем более что ремесло становится альтернативой глобальному капитализму и массовому потреблению. Это радикальное переосмысление понятия произведения объединяет прежние оппозиции ручного труда и концептуальной работы художника. Художники, участвующие в проекте, используют целый набор стратегий — одни увлечены ролью любителя, занятого действиями, отнимающими нелепо много времени, на грани медитации. Другие анализируют производственный процесс и преобразуют свой анализ в новый производственный процесс. Третьи, избегая любого намека на ностальгию, исследуют скульптуру и прикладное искусство как поле борьбы функционализма с формализмом. Участники: Wilfrid Almendra, Eva Berendes, Alexandre da Cunha, Julia Dault, Dewar & Gicquel, Ane Hjort Guttu, Hedwig Houben, Teppei Kaneuji, Edgar Leciejewski, Rita McBride, William J. O'Brien, Eva Rothschild, Hans Schabus, Koki Tanaka.


Сьюзан Хиллер (Susan Hiller)
Лондон, Tate Britain
1 февраля — 15 мая


Сьюзан Хиллер. An Entertainment  (кадр из видео). 1990

Сьюзан Хиллер. An Entertainment (кадр из видео). 1990

Сьюзан Хиллер (р. 1940) — известная художница американского происхождения, уже сорок лет живущая и работающая в Лондоне. В ее творчестве особое место занимает интерес к подсознанию и бессознательному, сновидениям и визионерскому опыту. Большая ретроспектива Хиллер представит ее ключевые произведения — от работ 70-х из открыток, вроде знаменитого «Посвящения неизвестным художникам», до видеопроекций (здесь она была среди первооткрывателей), в том числе четырехэкранную видеоинсталляцию «Развлечение»(1990) и аудиоскульптуру «Свидетель» (2000), в которой из четырехсот подвешенных к потолку миниатюрных динамиков доносятся рассказы разных людей о встречах с НЛО. Выставка горячо рекомендуется — мы считаем эту художницу совершенно замечательной.


Лайам Гиллик и Лоуренс Вайнер (Liam Gillick and Lawrence Weiner)
Антверпен, Музей современного искусства MUKHA
3 февраля — 22 мая


©  Courtesy of the artists, Galerie Micheline Szwajcer, Antwerp and Galleri Susanne Ottesen, Copenhagen

Лайам Гиллик и Лоуренс Вайнер. Синтаксис зависимости. 2010

Лайам Гиллик и Лоуренс Вайнер. Синтаксис зависимости. 2010

Пока о выставке нет информации, но сопоставление этих двух авторов — «социального концептуалиста», самого официального (если не сказать официозного) представителя «эстетики отношений» 90-х Лайама Гиллика (р. 1964) и «настоящего концептуалиста», одного из основателей этой практики в 1960-е годы Лоуренса Вайнера (р.1942) — кажется нам интересным.
 

Линда Бенглис (Lynda Benglis)
New Museum, Нью-Йорк
9 февраля — 13 июля

©  Courtesy Paula Cooper Gallery, New York

Линда Бенглис. Фантом. 1971

Линда Бенглис. Фантом. 1971

Первая за последние двадцать лет музейная ретроспектива произведений знаменитой американской художницы-феминистки уже побывала в Дублине и Дижоне и будет показана в Нью-Йорке. В своих ранних скульптурных работах Бенглис использовала воск и латекс, в 70-е она перешла к крупным полиуретановым скульптурам, а затем — к позолоченному цинку и алюминию. Бенглис противопоставила минималистской скульптуре 60-х, олицетворявшей мужской рациональный взгляд, органичные формы и яркие цвета, пришедшие сюда из живописи. С 1968 года она делала «Падшую живопись», заливая свои скульптуры из ярких полос прямо на поверхности пола. Бенглис была одной из первых художниц, кто восстал против мачизма и мужского доминирования в искусстве. В 1974 году она опубликовала в журнале «Артфорум» в качестве рекламы своей выставки знаменитую фотографию, где художница вызывающе позирует в одних солнечных очках с дилдо в руке. И действительно, ее скульптурные работы, считавшиеся слишком физиологичными и чувственными, были оценены только в 80-е годы. При этом на нынешней выставке показывают действительно крупные вещи — «Контрабанду» (1969) длиной в 40 футов из коллекции Whitney, и светящуюся в темноте скульптуру «Фантом» (1971), которая после единственной выставки в Канзасе ни разу не экспонировалась. Выставку сопровождает увесистая монография издательства Les Presses du Réel, в которой собраны не публиковавшиеся ранее фотографии, документы и письма, а также исторические статьи и рецензии.


Коллекция MACBA
Музей современного искусства MACBA, Барселона

11 февраля — 30 сентября

©  Josep Maria Mestres Quadreny / Courtesy MACBA

Жозеп Мария Местрес Квадрени. Aronada. 1971

Жозеп Мария Местрес Квадрени. Aronada. 1971

С нового года один из самых многообещающих и прогрессивных музеев мира отдает больше места для показа своей постоянной коллекции, но строит ее по совершенно новому, мультидисциплинарному и тематическому, принципу. Молодая (учрежденная в 1997 году) коллекция хранит сравнительно новые произведения (начиная с 1950-х). В основу показа положен принцип, согласно которому современность начинается не в начале ХХ века, а в 1950-е годы — в связи с использованием новых материалов, когда искусство становится подчас неотличимо от архитектуры или дизайна. Представление коллекции MACBA направлено на объединение различных творческих областей — от архитектурного рационализма, абстрактной живописи и неореалистической фотографии до новых работ Марселя Бротарса и Ойвинда Фальстрема. Большое место в истории местного послевоенного искусства играет международная группа архитекторов «Команда 10» и «Клуб 49», который вместе с коллективом Agrupación de Artistas Actuales (AAA), сыграл важную роль в создании первого, недолго просуществовавшего музея современного искусства Барселоны. На выставке покажут большой корпус работ на бумаге Фредерика Кислера, одного из отцов экспериментального дизайна, а взаимодействие объекта, образа, слова и визуальной формы станет важным лейтмотивом, проходящим через работы художников разных поколений. Кураторы — Бартомеу Мари и Антония Мария Перелло.


Сюрреальные объекты. Трехмерные работы от Дали до Мана Рэя (Surreal Objects. Three-dimensional Works from Dali to Man Ray)
Schirn Kunsthalle, Франкфурт
11 февраля — 29 мая

©  MUSEUM FÜR KOMMUNIKATION FRANKFURT, FOTOGRAFIE: SALVADOR DALI, FUNDACIÓ GALA-SALVADOR DALI / VG BILD-KUNST, BONN 2010

Сальвадор Дали. Aphrodisiac Telephone. 1936

Сальвадор Дали. Aphrodisiac Telephone. 1936

«Красивое, как случайное столкновение швейной машинки и зонтика на операционном столе» — так поэт Лотреамон описал ключевой аспект сюрреалистической теории искусства. И действительно, странные сюрреалистические объекты и скульптуры работают на причудливом контрасте, пробуждающем воображение и бессознательные ассоциации, как бы встряхивая реальность. Это — первая подробная выставка, сосредоточенная исключительно на трехмерных объектах сюрреализма с 1925 по 1945 год, которые, по мнению куратора выставки Ингрид Пфайффер, «выглядят удивительно свежо и современно, совсем не как исторические артефакты».


Пилигрим, турист, фланер (и рабочий) (The Pilgrim, the Tourist, the Flaneur (and the Worker))
Музей Van Abbe, Эйндховен
26 февраля — 20 августа

©  Photo: Peter Cox / Courtesy Van Abbemuseum

Ричард Лонг. Древесный круг. 1977

Ричард Лонг. Древесный круг. 1977

Четвертая часть масштабного проекта Play Van Abbe, о котором мы уже писали. Здесь зрителю предлагается принять определенную роль — пилигрима, туриста или фланера, поскольку единственно верного способа восприятия искусства не существует. Это — своеобразное исследование в игровой форме политики репрезентации искусства в музее и его восприятия разными категориями зрителей. Интересно, как этот выбор и смена ролей, формирующих зрительский опыт и восприятие музейной экспозиции, реализованы на практике и как, будучи туристом, превратиться во фланера, например. Выставка составлена на основе коллекции музея Ван Аббе и ряда специально взятых работ, а список представленных художников впечатляет. Наряду с классиками Базелитцем, Бойсом, Кифером, Уорхолом здесь все современные звезды — Даглас Гордон, Родни Грэм, Улай/Абрамович, Марта Рослер, Дженни Хольцер, Брацо Дмитриевич и др. Курирует выставку и всю программу директор музея, одного из самых прогрессивных в мире, Чарльз Эше.

{-page-}
      

Эрнаут Мик (Aernout Mik)
Музей Jeu de Paume, Париж
1 марта — 8 мая

©  Aernout Mik / Courtesy Jeu de Paume, Paris

Эрнаут Мик. Парк (кадр из видео). 2002

Эрнаут Мик. Парк (кадр из видео). 2002

Ретроспектива выдающегося нидерландского художника-кинематографиста (р.1962), одного из наших любимых авторов, пионера драматичного «постановочно-документального видео» на самые острые темы современности (в одной из своих работ он предсказал биржевой крах, а если считать и другие работы предсказаниями, то становится страшновато…). Акцент сделан на работы последних лет. Очень рекомендуем.


Société Réaliste: Empire, State, Building
Музей Jeu de Paume, Париж
1 марта — 8 мая

©  Société Réaliste

Societe Realiste. Кадры из фильма The Fountainhead. 2010

Societe Realiste. Кадры из фильма The Fountainhead. 2010

Одновременно с выставкой Эрнаута Мика пройдет выставка новых произведений коллектива Societe Realiste (Ференц Гроф, Жан-Батист Ноди), известного своими критическими работами о современном политическом и экономическом мире — в основном это до сих пор были текстовые работы и разного рода карты и графики, всегда очень интересные и порой забавные. На сей раз авторы называют свою выставку «политической кунсткамерой» и показывают на ней среди прочего свой первый фильм The Fountainhead — перепрочтение голливудского фильма Кинга Видора (в русском переводе «Источник», 1949), снятого, в свою очередь, по одноименному роману Эйн Рэнд, американской писательницы русского происхождения, творчество которой есть бурная пропаганда рыночных ценностей и того, что позднее стало называться неолиберализмом. Героем романа и фильма является архитектор-индивидуалист. Societe Realiste стерли из фильма всех персонажей, оставив только много говорящие интерьеры — это их высказывание о связи между капитализмом, архитектурой и модернизмом. Звучит интригующе.


Нэнси Сперо (Nancy Spero)
Serpentine Gallery, Лондон
3 марта — 1 мая

©  Courtesy of the Estate of Nancy Spero and Galerie Lelong

Нэнси Сперо. Арто рисует: И будет затем...

Нэнси Сперо. Арто рисует: И будет затем...

До 10 января 2011 года выставку показывает Центр Помпиду, а затем она будет специально адаптирована к ведомству, где трудится Ханс Ульрих Обрист. Это первая крупная посмертная выставка американской художницы Нэнси Сперо (1926—2009), которой как-то не идет эпитет «великая», но по сути это так. Жена художника Леона Голуба, мать троих детей, Сперо получила традиционное живописное образование, в том числе в Париже, несколько лет она с мужем прожила в Италии и Франции, а с середины 60-х навсегда обосновалась в Нью-Йорке. Сперо была художницей и активисткой, участником «Коалиции работников искусства» и многих других радикальных движений. Одна из ее мощнейших графических серий — о войне во Вьетнаме, впоследствии Сперо посвятила себя репрезентации женской судьбы в разных странах и в разные эпохи, изображая пытки и другие сюжеты, связанные с жестокостью и злоупотреблением властью в отношении женщин. Ее образный словарь соединил архаику и современность — от этрусских фресок до модных журналов. С конца 80-х она располагала свои композиции прямо на стенах, и ее настенная живопись в Вене, Дрездене, Торонто и Чикаго составляет целую галерею истории репрезентации женщин с античности до наших дней. Ее живописные свитки, работы на бумаге и настенные композиции называют «неопровержимыми аргументами в пользу терпимости, равенства и неиерархического общества».


Мане, изобретатель современности (Manet, inventeur du Moderne)
Musee d’Orsay, Париж
5 апреля — 3 июля

©  Courtesy National Gallery of Art, Washington

Эдуард Мане. Мертвый тореодор. 1864

Эдуард Мане. Мертвый тореодор. 1864

Ретроспектива великого отца модернизма (1832—1883) ставит следующие интересные вопросы: генеалогия творчества Эдуарда Мане в работах его учителя, салонного живописца Тома Кутюра; влияние Бодлера; реформа религиозного искусства; эротическое воображение; искусство фрагментирования; отношения с искусством женщин-художниц (Берта Моризо, Ева Гонсалес); искушение светской жизнью; отношения с импрессионизмом и близость к «темному Малларме». В рамках выставки будет реконструирована экспозиция «Галереи современной жизни» (1880), которая, как обещается, позволит понять, что для Мане означал его лозунг «творить в республике». Все это звучит очень современно. С 1983 года такой крупной выставки Мане не было.


Миро (Miró)
Tate Modern, Лондон
14 апреля — 11 сентября

©  Succession Miro / ADAGP, Paris and DACS, London 2008 / Courtesy Tate

Жоан Миро. Голова каталанского крестьянина. 1925

Жоан Миро. Голова каталанского крестьянина. 1925

Первая большая ретроспектива за последние полвека крупнейшего модернистского художника каталонского происхождения Жоана Миро. Более 150 произведений живописи, оригинальной и печатной графики и скульптуры, охватывающих впечатляющую художественную карьеру Миро, которая длилась более шестидесяти лет. Миро испытал влияние сюрреализма и дадаизма и, по словам Бретона, был «большим сюрреалистом среди нас всех», но придерживался своего, сугубо индивидуального пути в искусстве и создал собственный образный мир, якобы связанный с детским рисунком. Миро относится к любимцам широкой публики, и выставка явно будет популярной.


Другие возможные миры. Предложения по эту cторону Утопии (Other Possible Worlds. Proposals on this Side of Utopia)
NGBK, Берлин
30 апреля — 13 июня
Открытие — 29 апреля


Выставка в одной из самых интересных художественных институций Берлина. Отдельные художники и коллективы из разных частей света приглашены предложить свои видения того, какие роли могут играть художественные инициативы (проекты, пространства, самоорганизованные академии и лаборатории) в развитии концепций мира, которые идут дальше чисто экономической глобализации. Ожидается, что художниками будут затронуты проблемы культурных различий, изменения климата и другие вопросы, которые помогут сформировать общую платформу для проектирования лучшего будущего. В программе выставки пройдут мастер-классы, лекции и скрининги, а среди участников — «Что делать?», Международная художественная академия Палестины, Израильский центр цифрового искусства, Antimuseum, Maria Thereza Alves, Cedric Bomford, Leung Chi Wo, Periferry, Oda Projesi и Nadin Reschke, Åsa Sonjasdotter и др.


Франсис Алюс: история обмана (Francis Alÿs: A Story of Deception)
MoMA, Нью-Йорк
8 мая — 1 августа

Бельгийский художник, живущий в Мексике, Франсис Алюс использует поэтические метафоры и аллегории, чтобы говорить о таких политических и социальных фактах, как национальные границы, проблемы глобализации, локальные конфликты, обратная сторона прогресса и т.п. Оказывается, у него есть и живопись, и рисунки, но известен художник в первую очередь акциями в городе, которые документируются на видео, и видеоработами, которые сняты в городе. Выставка объединена вокруг трех важных работ художника, недавно приобретенных музеем, — «Воспроизведение действия» (2001), «Репетиция I» (1999—2001) и «Когда вера сдвигает горы» (2002). В последней художник привлек множество волонтеров, скромные усилия которых, будучи сложены вместе, достигли мифического результата, и художника неоднократно упрекали в эксплуатации бедных, особенно после закупки этой работы в коллекцию МоМА. Выставка организована главным куратором и директором МоМА Клаусом Бизенбахом.


The International
Музей современного искусства MACBA, Барселона
14 мая — 16 сентября
Открытие — 13 мая


©  Petr Štembera / Courtesy MACBA

The International. Петр Штембера. Соединение (c Томом Мариони). 1975

The International. Петр Штембера. Соединение (c Томом Мариони). 1975

Первая выставка амбициозного и сверхсовременного межмузейного проекта, транснациональной платформы, которая предполагает обмен коллекциями и произведениями, для того чтобы, как написано в программе, «совместно изменить доминирующие нарративы в истории искусства, распространенные каноны западного искусства, поставить под вопрос феномены включенности и исключенности внутри территории объединенной Европы». Это изменение баланса включенности и невключенности должно, конечно, произойти в пользу искусства Восточной Европы, но не только. В центре выставок, которые сосредоточатся на искусстве последних пятидесяти лет, будут конструкция времени в искусстве, понятия места, идентичности, политического и экономического контекста. Задачей проекта также является создание нового словаря и новой хронологии истории искусства. В Интернационал пока вошли MACBA в Барселоне, Moderna Galerija в Любляне, Общество Юлиуса Колера в Братиславе, Музей Ван Аббе в Эйндховене и MUKHA в Антверпене. Первая выставка будет состоять из ста ключевых произведений из коллекции Moderna Galerija в Любляне, которая является флагманским музеем современного искусства в Восточной Европе (работы Марины Абрамович, группы «Горгона», Иона Григореску, Сани Ивекович, группы IRWIN среди прочего). Осенью 2011 года коллекция MACBA будет представлена в Любляне. Параллельно будет проходить серия конференций и семинаров.


Клод Каюн (Claude Cahun)
Музей Jeu de Paume, Париж
24 мая — 25 сентября

©  RMN / photographie : Gérard Blot

Клод Каюн. Автопортрет. 1928

Клод Каюн. Автопортрет. 1928

В Jeu de Paume много интересных выставок в последнее время… Клод Каюн (1894—1954) — «тайное сокровище» сюрреализма, писательница, художник перформанса, скульптор и фотограф, чье глубоко оригинальное творчество десятилетиями замалчивалось и только в последнее время привлекло к себе внимание. Она наиболее известна своими странными автопортретами, в которых она предстает межполым травести.


Борис Михайлов: История болезни (Boris Mikhailov: Case History)
Музей современного искусства (MоMA), Нью-Йорк
29 мая — 5 сентября

©  Борис Михайлов

Борис Михайлов. Из серии «История болезни».  1999

Борис Михайлов. Из серии «История болезни». 1999

Уроженец советского Харькова и самый известный на Западе постсоветский фотограф Борис Михайлов покажет в МоМА свою самую скандально известную серию «История болезни». Это один из самых страшных документов постсоветской действительности. Серия с портретами бомжей была снята Михайловым в 1997—1998 годах в Харькове, куда фотограф вернулся после долгого отсутствия. Как он сам вспоминал, «разруха прекратилась, город приобрел почти современный европейский центр. Многое было восстановлено. Жизнь стала более красивой и активной, вокруг было много рекламы — снаружи просто солнечная обертка. Но я был потрясен количеством бездомных (раньше их не было). Богатые и бездомные — новые классы нового общества, как и должно быть при капитализме, как нам его преподавали». Михайлова любят упрекать, что он «вынес сор из избы», но скорее он начал критиковать капитализм, когда все на него только уповали.


Алан Капроу (Allan Kaprow)
NBK, Берлин
31 мая — 22 июля
Открытие — 27 мая


О выставке пока нет подробной информации, но Алан Капроу (1927—2006), пионер хеппенинга, радикальный «безобъектный» художник, оказавший влияние на Флюксус и концептуализм; один из наших любимых авторов. Куратор — Катрин Беккер.


Андре Кертес — Фотографии (André Kertész — Photographs)
Martin Gropius Bau, Берлин
11 июня — 11 сентября

©  Courtesy Attila Pocze, Vintage Galeria, Budapest, Hungary / RMN

Андре Кертес. Мартиника, 1-е января 1972 года

Андре Кертес. Мартиника, 1-е января 1972 года

Большая ретроспектива (более трехсот фоторабот) одного из самых значительных фотографов ХХ века, родившегося в Венгрии и жившего в Будапеште, Париже и Нью-Йорке. Несмотря на непростые времена, он прожил долгую жизнь (91 год) и оставил после себя около ста тысяч негативов. Он начал снимать еще в Будапеште, где был знаком с Ласло Мохой-Надем, Робертом Капой и другими, а в Париже после Первой мировой войны начал вести свой визуальный дневник — он говорил, что снимает не «что видит, а что чувствует». Его странное сюрреалистическое восприятие позволило ему сделать гениальные снимки самых простых вещей и ситуаций. Он был знаком с Мондрианом, Леже, Цадкиным и Калдером, у него учился Брассай, и его влияние признавал Анри Картье-Брессон. И уже в 80-е годы он умудрился сделать книгу из шедевральных карточек, снятых из окна его квартиры в Нью-Йорке простым «полароидом».


Вортицисты: манифест современного мира (The Vorticists: Manifesto for a Modern World)
Tate Britain
14 июня — 4 сентября


©  Wyndham Lewis and the estate of Mrs G A Wyndham Lewis by kind permission of the Wyndham Lewis Memorial Trust (a registered charity) / Courtesy Tate

Уиндхем Льюис. Workshop. 1914–15

Уиндхем Льюис. Workshop. 1914–15

Вортицизм — авангардное движение, название которому дал поэт Эзра Паунд, — было своеобразным ответвлением итальянского футуризма в Великобритании. В движении наряду с его лидером, художником Перси Уиндхемом Льюисом, участвовали скульпторы Анри Годье-Бжеска и Джейкоб Эпстайн и художники Уильям Робертс, Элен Сондерс и Эдвард Уодсворт. Художники и скульпторы были захвачены в водоворот современного мира, ощущали себя в центре модернистского вихря. Очередная музейная ретроспектива этого движения посвящена почти исключительно двум выставкам группы — 1915 года в Лондоне и 1917-го — в Нью-Йорке, а кроме того, представит журнал вортицистов BLAST, до сих пор поражающий смелостью дизайна, и малоизвестные «вортографии» 1917 года Элвина Лэнгдона Кобурна — один из первых примеров абстрактной фотографии.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • figli· 2011-01-26 01:22:28
    «Красивое, как случайное столкновение швейной машинки и зонтика на операционном столе» — так поэт Лотреамон описал ключевой аспект сюрреалистической теории искусства.

    ---
    Лотреамон оказался в гробу задолго до того, как появился сюрреализм, хотя бы поэтому он никакого ключевого аспекта теории он описать не мог.
Все новости ›