Оцените материал

Просмотров: 63127

Международные выставки первой половины 2011 года: выбор OPENSPACE.RU

19/01/2011
Нэнси Сперо в Лондоне, Эдуард Мане в Париже, Борис Михайлов в MoMA, Ольга Чернышева в BAK и многое другое

Имена:  Алан Капроу · Андре Кертеш · Борис Михайлов · Габриэль Ороско · Нэнси Сперо · Ольга Чернышева · Сьюзан Хиллер · Франсис Алюс · Эдуард Мане

©  Courtesy CNAP. Photo Aurélien Mole / Fondation d'entreprise Ricard

Ричард Симпсон. Книга художника. 2010

Ричард Симпсон. Книга художника. 2010

По ту сторону пыли — документы художников сегодня (Beyond the Dust — Artists' Documents Today)
Fondation d'entreprise Ricard, Париж
11—29 января

Проект, в котором участвуют двенадцать молодых художников из Италии, Франции и Нидерландов (их имена нам совсем незнакомы), в январе завершит тур по трем странам в парижском Фонде Рикар. Показывая проекты, связанные с собственными архивами и документами, художники демонстрируют разные способы их использования и манипулирования образом и текстом, переводя на первый взгляд формальные действия в философский и общественно-политический контекст. По словам куратора проекта Франчески ди Нардо, «одна из самых захватывающих и важных сторон архива — его связь с понятием исторической правды. Здесь встает вопрос о том, как историческое понятие архивного источника неразрывно связано с понятием подлинности, вымысла и фальсификации». Таким образом, проект, посвященный документации художников, оказывается связан с более общим размышлением о современном понимании памяти и архива, их достоверности и правдоподобии.


Габриэль Ороско (Gabriel Orozco)
Tate Modern, Лондон
19 января — 25 апреля

Если в прошедшем году вы не видели ретроспективу Габриэля Ороско в Нью-Йорке, Базеле или Париже, можете восполнить пробел в главном британском музее современного искусства. Выставка организована совместно с музеем MoMA, о ее премьере мы писали здесь. Мексиканский художник, живущий в Нью-Йорке, считается одним из самых влиятельных авторов 1990-х и по-прежнему чрезвычайно популярен у публики. Разрисованный «в шашечки» череп или расписанный китовый скелет — это, конечно, не так радикально, как Дэмиен Херст, но смысл примерно тот же. У Ороско есть немало запоминающихся фотографий, таких как «Кошка в джунглях» и «Остров на острове», и яркие акции — например, когда посетители музея MoMA вдруг увидели оранжевые точки в окнах противоположного здания, художник попросил хозяев квартир положить на каждое окно по одному апельсину. Ороско работает с повседневными найденными объектами, преобразуя их так, что они полностью лишаются своих функций, превращаясь в странный, хотя и не слишком глубокомысленный арт-объект. На выставке показывают все его главные инсталляции и скульптурные объекты. Например «Модифицированный “cитроен”», из которого вырезана средняя часть в треть от общей ширины, или составленную из четырех велосипедов башню, или овальный бильярдный стол без лунок, над которым, как маятник, укреплен шар, и тому подобные остроумные (или когда-то казавшиеся таковыми) выдумки.


Ольга Чернышева: In the Middle of Things
BAK, Утрехт
23 января — 27 марта
Открытие — 22 января


©  Courtesy BAK

Ольга Чернышева. Citizens. 2009-2010

Ольга Чернышева. Citizens. 2009-2010

Персональная выставка одной из наших любимых художниц проходит в рамках международного исследовательского, образовательного, издательского и выставочного проекта «Бывший Запад» (2008—2013). Искусство Ольги Чернышевой само является художественным исследованием — художница наблюдает своих сограждан, анонимных людей в повседневном окружении, умудряясь показать жизнь «маленького человека» в ее непосредственной связи с общим посткоммунистическим и неолиберальным контекстом. Ее метод представления действительности средствами искусства возрождает старую традицию критического реализма, который вдруг оказывается чрезвычайно актуальным. В Утрехте художница покажет живопись, графику, видео, фотографии и объекты — работы разных лет, в том числе новые. 9 января пройдет составленный самой Ольгой видеопоказ. 17 февраля — публичная дискуссия с участием художницы и куратора Космина Костинаса. 15 марта Екатерина Дёготь прочитает лекцию об искусстве О. Чернышевой.


Делать — значит думать (Making is Thinking)
Witt de Witt, Роттердам
23 января — 1 мая
Открытие — 22 января


©  Courtesy of the artist / Aoyama Meguro, Tokyo (Japan) / Vitamin Creative Space, Guangzhou (China)

Коки Танака. Возмите апельсин, и выбросите его, недолго думая (кадр из видео). 2006

Коки Танака. Возмите апельсин, и выбросите его, недолго думая (кадр из видео). 2006

Выставка исследует художественные практики, связанные с понятиями концептуального ремесла и интуитивного производства, отвергающие традиционную дихотомию Идеи и Вещи. В современном постиндустриальном мире, по мнению куратора Зои Грей (Zoë Gray), возможно, пора отказаться от «дематериализации произведения» и вернуться к художественному производству, тем более что ремесло становится альтернативой глобальному капитализму и массовому потреблению. Это радикальное переосмысление понятия произведения объединяет прежние оппозиции ручного труда и концептуальной работы художника. Художники, участвующие в проекте, используют целый набор стратегий — одни увлечены ролью любителя, занятого действиями, отнимающими нелепо много времени, на грани медитации. Другие анализируют производственный процесс и преобразуют свой анализ в новый производственный процесс. Третьи, избегая любого намека на ностальгию, исследуют скульптуру и прикладное искусство как поле борьбы функционализма с формализмом. Участники: Wilfrid Almendra, Eva Berendes, Alexandre da Cunha, Julia Dault, Dewar & Gicquel, Ane Hjort Guttu, Hedwig Houben, Teppei Kaneuji, Edgar Leciejewski, Rita McBride, William J. O'Brien, Eva Rothschild, Hans Schabus, Koki Tanaka.


Сьюзан Хиллер (Susan Hiller)
Лондон, Tate Britain
1 февраля — 15 мая


Сьюзан Хиллер. An Entertainment  (кадр из видео). 1990

Сьюзан Хиллер. An Entertainment (кадр из видео). 1990

Сьюзан Хиллер (р. 1940) — известная художница американского происхождения, уже сорок лет живущая и работающая в Лондоне. В ее творчестве особое место занимает интерес к подсознанию и бессознательному, сновидениям и визионерскому опыту. Большая ретроспектива Хиллер представит ее ключевые произведения — от работ 70-х из открыток, вроде знаменитого «Посвящения неизвестным художникам», до видеопроекций (здесь она была среди первооткрывателей), в том числе четырехэкранную видеоинсталляцию «Развлечение»(1990) и аудиоскульптуру «Свидетель» (2000), в которой из четырехсот подвешенных к потолку миниатюрных динамиков доносятся рассказы разных людей о встречах с НЛО. Выставка горячо рекомендуется — мы считаем эту художницу совершенно замечательной.


Лайам Гиллик и Лоуренс Вайнер (Liam Gillick and Lawrence Weiner)
Антверпен, Музей современного искусства MUKHA
3 февраля — 22 мая


©  Courtesy of the artists, Galerie Micheline Szwajcer, Antwerp and Galleri Susanne Ottesen, Copenhagen

Лайам Гиллик и Лоуренс Вайнер. Синтаксис зависимости. 2010

Лайам Гиллик и Лоуренс Вайнер. Синтаксис зависимости. 2010

Пока о выставке нет информации, но сопоставление этих двух авторов — «социального концептуалиста», самого официального (если не сказать официозного) представителя «эстетики отношений» 90-х Лайама Гиллика (р. 1964) и «настоящего концептуалиста», одного из основателей этой практики в 1960-е годы Лоуренса Вайнера (р.1942) — кажется нам интересным.
 

Линда Бенглис (Lynda Benglis)
New Museum, Нью-Йорк
9 февраля — 13 июля

©  Courtesy Paula Cooper Gallery, New York

Линда Бенглис. Фантом. 1971

Линда Бенглис. Фантом. 1971

Первая за последние двадцать лет музейная ретроспектива произведений знаменитой американской художницы-феминистки уже побывала в Дублине и Дижоне и будет показана в Нью-Йорке. В своих ранних скульптурных работах Бенглис использовала воск и латекс, в 70-е она перешла к крупным полиуретановым скульптурам, а затем — к позолоченному цинку и алюминию. Бенглис противопоставила минималистской скульптуре 60-х, олицетворявшей мужской рациональный взгляд, органичные формы и яркие цвета, пришедшие сюда из живописи. С 1968 года она делала «Падшую живопись», заливая свои скульптуры из ярких полос прямо на поверхности пола. Бенглис была одной из первых художниц, кто восстал против мачизма и мужского доминирования в искусстве. В 1974 году она опубликовала в журнале «Артфорум» в качестве рекламы своей выставки знаменитую фотографию, где художница вызывающе позирует в одних солнечных очках с дилдо в руке. И действительно, ее скульптурные работы, считавшиеся слишком физиологичными и чувственными, были оценены только в 80-е годы. При этом на нынешней выставке показывают действительно крупные вещи — «Контрабанду» (1969) длиной в 40 футов из коллекции Whitney, и светящуюся в темноте скульптуру «Фантом» (1971), которая после единственной выставки в Канзасе ни разу не экспонировалась. Выставку сопровождает увесистая монография издательства Les Presses du Réel, в которой собраны не публиковавшиеся ранее фотографии, документы и письма, а также исторические статьи и рецензии.


Коллекция MACBA
Музей современного искусства MACBA, Барселона

11 февраля — 30 сентября

©  Josep Maria Mestres Quadreny / Courtesy MACBA

Жозеп Мария Местрес Квадрени. Aronada. 1971

Жозеп Мария Местрес Квадрени. Aronada. 1971

С нового года один из самых многообещающих и прогрессивных музеев мира отдает больше места для показа своей постоянной коллекции, но строит ее по совершенно новому, мультидисциплинарному и тематическому, принципу. Молодая (учрежденная в 1997 году) коллекция хранит сравнительно новые произведения (начиная с 1950-х). В основу показа положен принцип, согласно которому современность начинается не в начале ХХ века, а в 1950-е годы — в связи с использованием новых материалов, когда искусство становится подчас неотличимо от архитектуры или дизайна. Представление коллекции MACBA направлено на объединение различных творческих областей — от архитектурного рационализма, абстрактной живописи и неореалистической фотографии до новых работ Марселя Бротарса и Ойвинда Фальстрема. Большое место в истории местного послевоенного искусства играет международная группа архитекторов «Команда 10» и «Клуб 49», который вместе с коллективом Agrupación de Artistas Actuales (AAA), сыграл важную роль в создании первого, недолго просуществовавшего музея современного искусства Барселоны. На выставке покажут большой корпус работ на бумаге Фредерика Кислера, одного из отцов экспериментального дизайна, а взаимодействие объекта, образа, слова и визуальной формы станет важным лейтмотивом, проходящим через работы художников разных поколений. Кураторы — Бартомеу Мари и Антония Мария Перелло.


Сюрреальные объекты. Трехмерные работы от Дали до Мана Рэя (Surreal Objects. Three-dimensional Works from Dali to Man Ray)
Schirn Kunsthalle, Франкфурт
11 февраля — 29 мая

©  MUSEUM FÜR KOMMUNIKATION FRANKFURT, FOTOGRAFIE: SALVADOR DALI, FUNDACIÓ GALA-SALVADOR DALI / VG BILD-KUNST, BONN 2010

Сальвадор Дали. Aphrodisiac Telephone. 1936

Сальвадор Дали. Aphrodisiac Telephone. 1936

«Красивое, как случайное столкновение швейной машинки и зонтика на операционном столе» — так поэт Лотреамон описал ключевой аспект сюрреалистической теории искусства. И действительно, странные сюрреалистические объекты и скульптуры работают на причудливом контрасте, пробуждающем воображение и бессознательные ассоциации, как бы встряхивая реальность. Это — первая подробная выставка, сосредоточенная исключительно на трехмерных объектах сюрреализма с 1925 по 1945 год, которые, по мнению куратора выставки Ингрид Пфайффер, «выглядят удивительно свежо и современно, совсем не как исторические артефакты».


Пилигрим, турист, фланер (и рабочий) (The Pilgrim, the Tourist, the Flaneur (and the Worker))
Музей Van Abbe, Эйндховен
26 февраля — 20 августа

©  Photo: Peter Cox / Courtesy Van Abbemuseum

Ричард Лонг. Древесный круг. 1977

Ричард Лонг. Древесный круг. 1977

Четвертая часть масштабного проекта Play Van Abbe, о котором мы уже писали. Здесь зрителю предлагается принять определенную роль — пилигрима, туриста или фланера, поскольку единственно верного способа восприятия искусства не существует. Это — своеобразное исследование в игровой форме политики репрезентации искусства в музее и его восприятия разными категориями зрителей. Интересно, как этот выбор и смена ролей, формирующих зрительский опыт и восприятие музейной экспозиции, реализованы на практике и как, будучи туристом, превратиться во фланера, например. Выставка составлена на основе коллекции музея Ван Аббе и ряда специально взятых работ, а список представленных художников впечатляет. Наряду с классиками Базелитцем, Бойсом, Кифером, Уорхолом здесь все современные звезды — Даглас Гордон, Родни Грэм, Улай/Абрамович, Марта Рослер, Дженни Хольцер, Брацо Дмитриевич и др. Курирует выставку и всю программу директор музея, одного из самых прогрессивных в мире, Чарльз Эше.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • figli· 2011-01-26 01:22:28
    «Красивое, как случайное столкновение швейной машинки и зонтика на операционном столе» — так поэт Лотреамон описал ключевой аспект сюрреалистической теории искусства.

    ---
    Лотреамон оказался в гробу задолго до того, как появился сюрреализм, хотя бы поэтому он никакого ключевого аспекта теории он описать не мог.
Все новости ›