Оцените материал

Просмотров: 56788

Важнейшие выставки осени – зимы 2009–2010

Давид Рифф · 25/11/2009
Страницы:



Harun Farocki. 22 фильма 1968—2009
Tate Modern, Лондон
13 ноября — 6 декабря 2009


©  Harun Farocki Filmproduktion

Харун Фароки. Как видишь. 1986

Харун Фароки. Как видишь. 1986

Harun Farocki
Музей Людвига, Кельн
31 октября 2009 — 7 марта 2010

Совершенно иную точку зрения на кинопроцесс и его отношение к современному искусству можно увидеть на двух ретроспективах Харуна Фароки, проходящих одновременно в двух крупных европейских музеях — Tate Modern в Лондоне и Museum Ludwig в Кельне. Они идут недолго — следовало бы их продлить с учетом плодотворности Фароки и того, какое влияние он оказал на молодое поколение своим осмыслением социально-политических условий, в которых создается кинообраз. Обе выставки включают в себя как старые черно-белые работы, так и новые исследования военных технологий получения изображения и трансляций футбольных матчей. Выставка в Музее Людвига также представляет Immersion — новую работу об обучающей программе министерства обороны США под названием «Виртуальный Ирак». Настоятельно рекомендую!


Насрин Мухамеди. Notes — Reflections on Indian Modernism/Заметки об индийском модернизме
Рашид Араин. Structures, Chakras, Triangles/Структуры, чакры, треугольники
RAQS Media Collective. Steps Away from Oblivion/Выйти из забытья

Lunds Konsthall, Лунд, Швеция
28 ноября 2009 — 24 января 2010

©  Courtesy the Glenbarra Art Museum Collection, Japan

Насрин Мухамеди. Без названия. Не датировано

Насрин Мухамеди. Без названия. Не датировано

Если вы окажетесь в Швеции, то получите шанс пережить три совершенно разных эстетических момента в исполнении художников индо-пакистанского региона. Это совпадение выглядело бы смешно, если бы не высокое качество работ: Насрин Мухамеди, чья тонкая минималистская графика стала открытием на «Документе» в 2007 году, бок о бок соседствует с крайне политизированными работами Рашида Араина, британского минималиста пакистанского происхождения, который глубоко политизировался в 1970-е годы, вступил в ряды «Черных пантер» и открыл известный критический журнал Third Text. К этим двум совершенно разным минималистам, один из которых (Насрин Мухамеди) уже умер, присоединились RAQS Media Collective. Эта также политизированная группа сокурировала «Манифесту-7» в 2008 году и теперь демонстрирует свою работу, в которой восемь режиссеров-документалистов пересматривают или переснимают ключевые моменты своих старых фильмов. Сама эта выставка — ремейк: она уже демонстрировалась в составе Indian Highway в Serpentine Gallery, куратором которой был Ханс Ульрих Обрист. Я упоминаю про эту необычную выставочную триаду потому, что она представляет несколько иное индийское искусство — не такое конъюнктурно-этническое, не такое безмятежно-глянцевое, ну и, вообще-то, более шведское, нежели всем надоевший Субодх Гупта (вспомним огромный череп на входе в выставку Пино в «Гараже»). К тому же Насрин Мухамеди — удивительный художник. Весной ее выставка поедет в Kunsthalle Basel .


Modernologies. Contemporary artists researching modernity and modernism/ Модернологии. Современные художники исследуют время модерна и эстетику модернизма
MACBA, Барселона
23 сентября 2009 — 17 января 2010

©  Courtesy of IRWIN и художники группы IRWIN, 2009

 Группа IRWIN. Ретроавангард. 2000

Группа IRWIN. Ретроавангард. 2000

Эта выставка достойна упоминания не столько из-за ее туманного названия (исследование новейшего времени и эстетики модернизма, по сути дела, то, чем художники занимаются последние сто лет, так что это может быть все, что угодно), сколько из-за представленных на ней художников, чей список является довольно странной подборкой: Алисе Крайшер и Андреас Зикманн стоят рядом с Изой Генцкен, а Гордон Матта-Кларк выставляется вместе с автором хеппенингов 60-х Густавом Мецгером, и все эти совершенно разные художники разных поколений собрались под безобидным с виду кураторским лозунгом. Что это значит? Лучший способ разведать — это посетить выставку. Возможно, смесь окажется легковоспламеняющейся.

1969
PS1, Нью-Йорк
25 октября 2009 — 5 апреля 2010

©  2009 Artists Rights Society (ARS), New York / DACS, London

Ричард Гамильтон. Свингующий Лондон 67. 1968-69

Ричард Гамильтон. Свингующий Лондон 67. 1968-69

Этот масштабный обзор будет сосредоточен на последствиях массовых волнений (а точнее, провалившейся революции) 1968 года. Он представит работы постживописных абстракционистов (например, Хелен Франкенталер), постминималистов (Сол Левитт, Карл Андрэ) наряду с более политически нагруженными Art Workers Coalition и Мартой Рослер. Большая часть этих работ — из архива MoMA. В диалог с этими классиками вступят современные художники, чьи ответные реакции будут занимать целый этаж PS1. Все это будет дополнено выставкой, посвященной истории перформанса, под названием «Сто лет» (1.11.2009—5.4.2010) и выставкой Between Spaces, представляющей неизвестных молодых художников и курируемой младшими специалистами PS1 (25.10.2009—5.4.2010). Такое название метко характеризует шаткость положения молодых художников на сегодняшний момент, в особенности когда рядом с ними ставят в таком количестве великое искусство прошлого. Выставка, похоже, сконцентрирована практически целиком на художниках, работающих в Нью-Йорке.


Урс Фишер. Marguerite de Ponty
New Museum, Нью-Йорк
21 октября 2009 — 7 февраля 2010

©  Courtesy the artist; Sadie Coles HQ, London; Gavin Brown's enterprise, New York; and Galerie Eva Presenhuber, Zürich / Photograph by Benoit Pailley

 Урс Фишер.  Без названия. 2009

Урс Фишер. Без названия. 2009

Урс Фишер, чья работа представлена на обложке текущего номера журнала «Артфорум», ранее был наиболее известен своими деструктивными вторжениями в музеи. А именно: он громил стены, полы и потолки, превращая белый куб в строительную площадку. Его работы получили широкую известность во время Биеннале Уитни в 2005 году, и с тех пор он продолжает свое восхождение на небосвод американского арт-мира. Впервые New Museum отдает все свое пространство одному художнику — рецензенты уже выразили свое разочарование отсутствием привычных разрушений и одновременно с этим — заинтригованность скульптурой и графикой Фишера, из которых состоит выставка. Роберта Смит пишет в New York Times, что выставка напоминает ей галерейный показ на трех этажах. Вскоре после открытия выставки Урса Фишера музей оказался в центре скандала, связанного с планами на показ коллекции грека Дакиса Иоанну. Скандал продемонстрировал, что в настоящий момент New Museum твердо контролируется узкой группой коллекционеров, дилеров и художников-суперзвезд, среди которых Урс Фишер и трое других художников, получивших возможность провести персональные выставки в последние три года. Сходите на выставку, чтобы увидеть, из-за чего весь этот шум. Показ коллекции Дакиса Иоанну начнется весной.


Габриель Ороско
MoMA, Нью Йорк
13 декабря 2009 — 1 марта 2010

©  The Museum of Modern Art. Gift of Agnes Gund and Lewis B. Cullman in honor of Chess in the Schools

 Габриэль Ороско. Бесконечно бегущие лошади. 1995

Габриэль Ороско. Бесконечно бегущие лошади. 1995

В подтверждение статуса Габриеля Ороско как одной из центральных фигур, появившихся в последние двадцать лет, эта персональная выставка собирает некоторые из наиболее известных концептуальных объектов, созданных в 1990-х (таких как «Ситроен», уменьшенный до одной трети своей обычной ширины, или человеческий череп, покрытый графитовой сеткой). Эти довольно гламурные работы представлены в сочетании с объектами меньших размеров и работами, выполненными на бумаге. Работы Ороско затем поедут в турне по крупным музеям, в которое войдут Kunstmuseum Basel, Центр Помпиду и Tate Modern.


Артур Жмиевски
MoMA, Нью-Йорк
28 октября 2009 — 1 февраля 2010

©  Courtesy the artist, Foksal Gallery Foundation, Warsaw, and Galerie Peter Kilchmann, Zurich

Артур Жмиевски. Скульптура под открытым небом в городе Швече. 2009

Артур Жмиевски. Скульптура под открытым небом в городе Швече. 2009

В противовес канонизации Габриеля Ороско в рамках серии Projects 91 выставляется новая работа польского художника Артура Жмиевски, который продолжает обращаться к искусству как к средству преодоления глубоких социальных потрясений. Для этого проекта Жмиевски пригласил семь художников к сотрудничеству со сталеварами польского промышленного города Швече в создании скульптур по заказу государства, снимая при этом весь совместный процесс. Проект смоделирован по примеру подобных совместных работ художников и рабочих в Польше в 1960-е годы. Однако работа Жмиевски — и это делает ее интересной и неоднозначной — вызывает спор о том, что означает воздействие подобной активистской педагогики на современных рабочих и не является ли это новой формой эксплуатации. По крайней мере именно в этом обвиняют художника многие из его более молодых современников. Работа только что была показана на Стамбульской биеннале.


Тино Сегал
Guggenheim, Нью-Йорк
29 января — 10 марта 2010

©  David Heald / The Solomon R. Guggenheim Foundation, New York

Здание Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке

Здание Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке

Говоря о новых формах эксплуатации, можно забежать немного вперед и упомянуть о выставке Тино Сегала, запланированной этой зимой в Guggenheim. Работы Сегала известны своей эфемерностью — иными словами, тем, что они являются чистым перформансом, который по требованию художника остается незадокументированным, не оставляет других следов, кроме как в памяти, что ставит его ближе к танцу (Сегал получил танцевальное и экономическое образование). На 1-й Московской биеннале современного искусства он нанял актера играть роль музейного смотрителя, который в самый неожиданный момент мог подпрыгнуть, а потом произнести имя художника (так сказать, поставить его подпись под перформансом). Сегал уже принимает заявки на участие в своем новом проекте на сайте музея. Откровенно сказать, это похоже на эксплуатацию детского труда и эффектный способ бороться с экономическим кризисом: три смены в неделю по четыре часа на протяжении шести недель для мальчиков и девочек возрастом от 8 до 12 и от 17 до 19 лет. Гонорар не предлагается, вместо него — легкая закуска и музейные льготы. При этом нужно быть «способным, обаятельным, ясно излагать свои мысли, иметь желание учиться и получить уникальный опыт».

Перевод с английского Дмитрия Венкова
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • oleo· 2009-11-26 16:56:08
    друзья, единственное замечание - визруйте тексты пожалуйста.
    поправьте: Алисе Крайшер и Сол ЛеВитт.
  • actual· 2009-11-26 21:21:52
    Действительно, хрупко о запредельном.
  • actual· 2009-11-27 20:27:58
    (Впечатление от работ Насрин Мухамеди)
Все новости ›