Оцените материал

Просмотров: 63805

Важнейшие выставки осени – зимы 2009–2010

Давид Рифф · 25/11/2009



Томас Деманд. Национальная галерея
Neue Nationalgalerie, Берлин
18 сентября 2009 — 17 января 2010

©  Thomas Demand, VG Bild-Kunst, Bonn 2009

 Томас Деманд

Томас Деманд

Эта персональная выставка фотографа Томаса Деманда объединена одной из самых важных (при всем тематическом разнообразии его творчества) тем — Германией. Представленные здесь сорок — или около того — работ обращаются к социальным и историческим событиям, произошедшим в Германии в основном с 1945 года. Деманд, согласно своему обычному методу, воссоздает из картона обезличенные версии разных событий немецкой истории, фотографирует на широкоформатную камеру и затем уничтожает сами объекты. Выставка приурочена к двадцатой годовщине объединения Германии и дополнена лекцией под названием «Насколько немецким это было?» (название почерпнуто из недавней статьи американско-немецкого искусствоведа Бенджамина Бухло о немецких неоэкспрессионистах). Новый директор Neue Nationalgalerie Удо Киттельман, кажется, действительно хочет поднять неудобный вопрос о немецкой идентичности. И это уже вызвало протест берлинских радикальных левых, которые увидели в этом скрытый национализм.


Премия национальной галереи молодому художнику 2009
Hamburger Bahnhof, Берлин
11 сентября 2009 — 3 января 2010

©  Philiрр Sсhumаnn

Важнейшие выставки осени – зимы 2009–2010
Hamburger Bahnhof раньше был важной площадкой, но в недавнем времени слегка опустел, важные выставки тут проходят редко. Сейчас, помимо огромной постоянной экспозиции всех трех коллекций, которые составляют его собрание, и выставки Пола Пфайффера, музей показывает нечто, что, возможно, стоит посмотреть из образовательных соображений: выставку четырех очень разных финалистов ежегодной премии национальной галереи молодым художникам. Керен Ситтер и Омер Фаст принадлежат к числу самых интересных режиссеров молодого поколения. Работы Омера Фаста пробуждают надежды на новый повествовательный реализм; Ситтер скорее зачарована эстетикой французской «новой волны», в данном случае ее интересует тема интернета и насилия. Дэн Во вырастил на крыше сад, а фотографии Аннет Кельм демонстрируют, что политические аспекты изображения не всегда так ясны, как кажутся на первый взгляд. Работы Омера Фаста, если вы их еще не видели, в любом случае делают эту выставку достойной посещения. Будем надеяться, что он получит премию.


Pop Life: Art in the Material World/Pop Life. Искусство в материальном мире
Tate Modern, Лондон
1 октября 2009 — 17 января 2010

Неожиданно интересная, умная и критичная (надо обязательно прочитать все тексты) выставка, посвященная историческим корням нынешнего отождествления искусства с самопиаром и ультрагламуром, которые так раздражают все прогрессивное человечество (а не только обозревателей OPENSPACE.RU). Более того, кажется, что этот проект как бы подводит черту под эпохой, под таким пониманием искусства и объявляет, что с кризисом все это безобразие закончилось. Наконец, интересно посмотреть, что поначалу (в 1980-е годы) уравнять искусство и бизнес, согласно заветам Уорхола, было действительно интересным, рискованным и порой концептуальным проектом и что те, кто поступает так сегодня, — не более чем эпигоны, которые ничуть не лучше, чем те, что рисуют в сто пятнадцатый раз «Черный квадрат». Среди пионеров бизнес-искусства и искусства соблазна публики, конечно, сам Уорхол (со своими поздними картинами, написанными бриллиантовой пылью), а также блистательный Джефф Кунс эпохи Чиччолины (малолетним вход воспрещен), Кит Херинг (можно купить майки и значки прямо в зале музея), Ричард Принс (фото голой несовершеннолетней Брук Шилдс пришлось заменить на другую работу), Андреа Фрезер (которая в качестве арт-проекта публично отдалась первому попавшемуся коллекционеру), Мураками и многие другие, в том числе и забытые фигуры авангарда 1970— 1980-х.


Джон Балдессари. Pure Beauty/Чистая красота
Tate Modern, Лондон
13 октября 2009 — 10 января 2010

©  Джон Балдессари, частное собрание / Courtesy Tate Modern

Джон Балдессари. God Nose. 1965

Джон Балдессари. God Nose. 1965

Если уж вы в «Тейт», надо зайти и сюда. Два-три года назад казалось, что арт-мир забыл о художнике-концептуалисте с Западного побережья США Джоне Балдессари. Но теперь, особенно после Венецианской биеннале, где он получил «Золотого льва» за заслуги, он стал символом для многих людей, которые жаждут появления новой атмосферы аскетичности в арт-мире: известный слоган Балдессари «Хватит скучного искусства» превращается в «Хватит скучного гламура», по мере того как его текстовые картины становятся символом новой низкобюджетной эпохи. Этот новый статус ничего не говорит о достижениях Балдессари, полнейшую документацию которых можно увидеть на сайте Tate Modern. Здесь представлено довольно дорого снятое видеоинтервью Балдессари, там же находится описание всех тринадцати (!) залов экспозиции, но без изображений. Это, конечно же, концептуальный жест, немного напоминающий о Юрии Альберте, которого можно считать одним из многочисленных заочных учеников Балдессари.


Мирослав Балка
Tate Modern, Лондон
13 октября 2009 — 5 апреля 2010

Параллельно с ретроспективой Балдессари в Турбинном зале Tate Modern располагается инсталляция польского концептуалиста Мирослава Балки. В своем дневнике на ярмарке Frieze Екатерина Дёготь описывает этот громадный стальной контейнер как сооружение, лишенное света, размером практически с сам Турбинный зал. Вполне в стиле английского юмора, один человек там уже столкнулся с кем-то или чем-то и разбил себе нос. Почему-то это грандиозно постминималистское и не полностью лишенное претенциозности произведение очень странным образом представлено в интернете. Видимо, еще одна попытка высказывания со стороны отдела маркетинга, которая потерпела полное поражение.


Chasing Napoleon
Palais de Tokyo, Париж
15 октября 2009 — 17 января 2010

©  Courtesy Palais de Tokyo

Chasing Napoleon. Миколь Ассаель. Воркута. 2003

Chasing Napoleon. Миколь Ассаель. Воркута. 2003

Эта выставка продолжает недавний цикл, проходивший в Palais de Tokyo, посвященный почти галлюциногенным темам, названия которых напоминают научную фантастику: прошлогодняя Gacona посвящалась энергетическим полям и работам Николы Теслы, в то время как Spynumbers представляла художников, «чья сфера интересов включает в себя математическое кодирование, создание северного сияния, архивирование контактных линз» и тому подобные интересные вещи. Chasing Napoleon, составленная в похожем романтическом духе, вертится вокруг разных парадоксальных ситуаций. Здесь есть работы про Теда Качинского (человека, рассылавшего бомбы по почте и известного как Unabomber), документация всех зданий Рейкьявика и множество других увлекательных вещей. Звучит довольно поэтично, герметично и странно. Я бы пошел, если бы был там.


Федерико Феллини
Франческо Веццоли. À chacun sa vérité/У каждого своя правда
Трис Вонна-Митчелл. Finding Chopin: Endnotes 2005—2009 / В поисках Шопена: Примечания 2005—2009
Jeu de Paume, Париж
20 октября 2009 — 7 января 2010

©  Fondazione Federico Fellini, Rimini

Федерико Феллини. Сон 1-го апреля 1975. Книга снов

Федерико Феллини. Сон 1-го апреля 1975. Книга снов

Музей Jeu de Paume уже давно делает много проектов про кино, а этой осенью целых три выставки. Первая представляет Феллини и исследует сложные истоки его творческого вдохновения, а также его связи с карикатурой и фотографией; выставка структурирована не хронологически, но по темам. Эта ретроспектива (которая состоит в основном из плакатов, рисунков и мемориальных материалов) дополнена двумя новыми работами Франческо Веццоли, которого московская публика может помнить по выставке из собрания Пино, где были его фиктивные киноплакаты (и по его выступлению на дискуссии). Для Jeu de Paume он сделал плакаты для воображаемого ремейка «Сладкой жизни» с Евой Мендес в роли Аниты Экберг, а также видеоперформанс, заснятый на фестивале Performa-2007. Наконец, приглашенный куратор Елена Филипович (она была сокуратором последней Берлинской биеннале и соорганизовала недавнюю конференцию по биеннале в Бергене включила в выставку фильмы Триса Вонна-Митчелла, кинематографиста, который соединяет очень разный материал, чтобы рассказать истории об истории с большой буквы. Нынешний проект, который соединяет факты и вымысел, фокусируется на фигуре Шопена, причем не композитора, а никому не известного персонажа из контекста французского сюрреализма, который изобрел жанр машинописной поэмы.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • oleo· 2009-11-26 16:56:08
    друзья, единственное замечание - визруйте тексты пожалуйста.
    поправьте: Алисе Крайшер и Сол ЛеВитт.
  • actual· 2009-11-26 21:21:52
    Действительно, хрупко о запредельном.
  • actual· 2009-11-27 20:27:58
    (Впечатление от работ Насрин Мухамеди)
Все новости ›