Оцените материал

Просмотров: 3824

«От пропаганды — к улучшению качества жизни»

Давид Рифф · 09/04/2009
«Инновация-2008», Гельман как культурный политик, Ерофеев как директор нового музея, Врубель как предмет и др. Памяти Олега Киреева

©  OPENSPACE.RU

«От пропаганды — к улучшению качества жизни»
«Инновация-2008»
В субботу на «Винзаводе» состоялась церемония вручения премии «Инновация». Большой фоторепортаж с остроумными комментариями и интересными наблюдениями — у salnikov_vova. Как и многие, Сальников был несколько удивлен выбором жюри. По его словам, «куратор и теоретик современного искусства Евгения Кикодзе болела за Алимпиева, за которого и я сам тоже болел. Ведь у нас, у тифлисцев, самый хороший вкус в мире, как я, надеюсь, и сумел доказать в этом репортаже. Не расстраивайся, Женя, виновато ни жюри, а Витина карма! С другой стороны, нет пророка в своем Отечестве».

«Милене Орловой сенсационная речь министра культуры Александра Авдеева показалась более интересной, чем вердикт жюри. <…> Министр начал с того, что покаялся: «Музей и государственный центр современного искусства надо было делать еще 20 лет назад. Нас опередили подвижники: галеристы, коллекционеры, издатели — все, кому нравится эта живопись. Но сейчас, в непростых условиях, мы будем помогать вам». Оказавшийся рядом с министром на сцене директор ГЦСИ Михаил Миндлин буквально вынудил его сделать сенсационное заявление: «А чем вы нам поможете, расскажите». — «Мы поможем вам построить 17-этажное здание вашего центра». — «Не вашего, а нашего», — удовлетворенно поправил господин Миндлин».

«Впрочем, выбор жюри можно объяснить еще и желанием залатать образовавшуюся прореху. Как уже сообщали «Новые Известия», с конкурса по желанию номинантов был снят проект Ильи и Эмилии Кабаковых «Гараж» — выставочный блокбастер тоже с советской подкладкой (воображаемый музей трех художников ХХ века). В этой ситуации отдать награду концептуалисту Никите Алексееву, представляемому чуть ли не соратником Кабакова, слишком предсказуемо, вручить ее Виктору Алимпиеву за видеоарт — прыжок в сторону. Вот антикварные радиоприемники и пригодились», — говорит Сергей Соловьев.

«Каждый раз, когда вручается премия «Инновация», все делают прогнозы и чего-то ждут (особенно те, кто номинирован на приз), а потом дружно долго недоумевают от оригинального выбора жюри. Этот сценарий повторяется каждый год и стал абсолютно традиционным. Ну так устроена эта премия, чего удивляться то?» — пишет Николай Палажченко .

Некоторые считают, что все равно, кто победил, и все прекрасно. «Прекраснейшие художники Николай Полисский, Никита Алексеев, Виктор Алимпиев решением жюри уступили в этой номинации место тонкому наблюдателю винтажных, архивных пространственно-временных отношений Владиславу Ефимову, чей проект «Для радио» был номинирован замечательной арбатской галереей Ravenscourt», — пишет во «Времени новостей» Сергей Хачатуров .

«Но главное событие прошлого года — все равно кабаковская «Альтернативная история искусства». Пример того, как, оставаясь собой, многие годы, невзирая на обстоятельства времени и мест, можно продвигаться вперед вместе с искусством. Но Кабаков себя от коллег отделил, как небожитель, хотя пространство искусства едино, неделимо и вечно, потому что вслед за художником идет художник. Но как-то слишком уж было бы хорошо и правильно, если бы Кабаков стоял рядом с Ефимовым, а Даша Жукова вместо супругов Манашеровых получила бы приз за поддержку современного искусства», — рассуждает Ольга Кабанова в «Ведомостях».

Смешную серию портретов «лауреатов премии ИНН» выложил Константин Рубахин. Продюсер фотосессии — Николай Палажченко. Есть еще фоторепортаж Валерия Леденёва на gif.ru.

У Лизы Морозовой свое видение ситуации. Она считает «колоссальным прорывом тот факт, что впервые ее [премию] получил: а) действительно молодой художник, заявивший о себе совсем недавно; б) художник независимый, пришедший не из системы ICA (если не ошибаюсь); в) ну и главное, конечно, что премию он получил за любимый мной классический перформанс». Грустит она потому, что «а) Openspace премии не получил, хотя все этого ждали. И я особенно. б) Мизиано с книгой WAM «Прогрессивная ностальгия» премию не получил. Хотя этого никто уже и не ждал...» О том, что кураторский проект Молодежной биеннале «Яблоки падают одновременно в разных садах» премию получил, Лиза говорит, что «не все так просто», и цитирует интересный критический отзыв Виктора Мизиано.

От пропаганды — к улучшению качества жизни
В московском Манеже открылся второй форум «Стратегия-2020», организованный при поддержке партии «Единая Россия» для «выработки посткризисной тактики». Модератором секции «Современная культура: Новые времена — новые перспективы» выступил Марат Гельман. В его ЖЖ серия постов о том, как и что это было, плюс реакция прессы.

Еще до начала форума Гельман «в разговоре с устроителями <…> сформулировал для себя «каким должно быть изменение госзаказа минкульта» в условиях кризиса: От пропаганды к улучшению качества жизни. От патриотизма к разнообразному досугу». Как пишут «Известия», Гельман надеется, что в результате он получит «некий документ, который будет началом, основой для реализации новой посткризисной государственной культурной политики». «Есть и иные знаковые «просьбы» — решить вопрос с помещением для музея Кино, закрыть уголовное дело на Авдея Тер-Оганьяна и менее известное, но не менее абсурдное — уголовное дело Мавромати. С огорчением вынужден констатировать, что изменений в этих вопросах не произошло. Больше того, в нем появились новые пункты: уголовное дело Андрея Ерофеева, цензура фильма «Россия 88». Я предлагаю присутствующим озвучить конкретные сюжеты, требующие вмешательств. Материалы нашего круглого стола попадут к начальству, а я со своей стороны берусь сделать так, чтобы от него не отмахнулись».

Похоже, результаты форума его разочаровали. Позиции участников он обозначает так: «алармисты (Дондурей, Бондарчук), революционеры (Деготь, Бояков), коллаборационисты (я, Палажченко), оптимисты, пессимисты, хозяйственники, упертые и изоляционисты». На редкость удачная схема.

Музей XXI века
Ерофеев о своем новом проекте на «Эхе Москвы». Если абстрагироваться от нелепых вопросов и восклицаний ведущей, то довольно интересно. «Идеологически важно для того, чтобы обеспечить связь широкой публики с искусством, с художником, чтобы музей не прятал, а раздавал произведения. Вернее, способствовал бы этой раздаче. То есть, с одной стороны, вот такого рода цифровые вещи могут быть бесконечно тиражируемые. Потому что это ключевые образы, которые не может дать ни реклама, ни дизайн — никто. <…> Причем очень важно, чтобы эта цифра, действительно цифровое изображение было бы доступно. Его можно было бы скачать из интернета. <...> И мы действительно сейчас начали музей с того, что мы в интернете создаем огромную базу на 350 российских художников, где будет представлено, ну по возможности, все творчество художников за последние несколько десятилетий».

Все газеты пишут только о Врубеле
На прошлой неделе ЖЖ-юзер drugoi передал, что с Берлинской стены удалили известное граффити Дмитрия Врубеля с изображением поцелуя Брежнева и Хонеккера. Теперь об этой печальной истории пишут газеты и в России. Есть еще довольно смешная фотография рабочего, удалившего «Поцелуй» : Врубель уже использовал его в качестве модели для новой работы.

А на кафедре экономики и управления Пермского гуманитарно-технологического института студенты уже пишут работы о «Евангельском проекте» Врубеля. «Круто, чесслово))», — комментирует он.

«Мода и стиль в фотографии-2009»
26 марта начался Шестой московский международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии-2009». В рамках фестиваля откроется более 60 выставок известных российских и зарубежных фотографов. На сайте gif.ru Валерий Леденёв собрал пресс-досье об этом событии.

«Самая загадочная» группа художников
Много нового на сайте «АртХроники». Андрей Ерофеев заявляет, что ГТГ раздает свою коллекцию современного искусства . Брайн Дройткур размышляет о музее как пространстве для обсуждения политических и нравственных вопросов. И «самая загадочная» группа художников «Танатос Банионис» дает интервью.

Музей Пикабиа в Санкт-Петербурге
На фото — станция токов высокого напряжения при Политехническом университете по адресу: ул. Гжатская, 27. Фото, по словам автора, сделано в мае 2008 года, но «сейчас всё выглядит так же». Спасибо Валерию Леденёву за эту прекрасную ссылку .

«О фотографии сейчас так мало мыслят и говорят»
Роман Эсс выложил записи лекции Елены Петровской «Философия, фотография и современное искусство». Скачать надо по ссылкам в комментариях.

«Что делать?» в музее Ван Аббе
В Голландии 18 апреля открывается выставка группы «Что делать?» — «Активистский клуб», — сообщает Коля Олейников. В комментариях ему (и нам всем) передали очень грустную новость.

Ушел из жизни Олег Киреев
Как сообщила maria-mirabella, на прошлой неделе покончил с собой писатель, критик и медиаактивист Олег Киреев. Смерть Олега привела к появлению огромного количества публикаций в ЖЖ, которые собрал портал chaskor.ru. Очень грустно. Коля Палажченко выложил список публикаций Олега Киреева, а также ссылку на «Поваренную книгу медиа-активиста», за которую он два года назад получил премию «Инновация». Нам он когда-то написал смешную, очень характерную рецензию.
Скорбим.


Другие материалы рубрики:
«А мне Роман Аркадьевич сказал, что ему на выставке больше всего понравилось...», 27.03.2009
«Много шума и пиара», 20.03.2009
«Они просто из другой весовой категории!», 13.03.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›