Оцените материал

Просмотров: 69510

Джон Берджер. Способы видеть

Давид Рифф · 04/01/2009


Эпизод 2. Обнаженные
Второй эпизод строится вокруг женской обнаженной натуры в традиции европейской живописи. Как мужчины смотрят на женщин? Почему женщины всегда такие пассивные? В чем разница между наготой и обнаженностью? И как женщины смотрят на себя?



Эпизод начинается с замечательных кадров с девушками поздних 60-х и 70-х годов. Нагота и стыд. Адам и Ева. Как момент стыда стал центральной темой в эпоху Возрождения и почему изображаемая женщина всегда отворачивается или смотрит в зеркало...



Быть голым — это быть самим собой. Быть обнаженным — это надевать костюм из кожи, от которого нельзя избавиться. Почему у обнаженных нет волос на теле? Почему единственный мужчина в большинстве этих картин — Купидон, то есть маленький мальчик? Берджеру не нравится то, что в этом эпизоде столько молчащих, пассивных женщин...



..так что он отправляется к группе живых женщин и с ними обсуждает свое кино. Одна из них говорит, что ее собственный воображаемый образ определяет не столько традиционная живопись, сколько фотографии. Классические ню преувеличены, у них огромные груди и задницы. Обнаженная натура не содержит никакой информации. Обнаженность — это форма (униформа)! А мужская идентичность строится на нарциcсизме.



Дискуссия продолжается. Немного занудная, но умная реплика от старшей женщины в группе. Самолюбование — это любовь к себе, оно дает уверенность, чтобы войти хоть в какую-то связь с внешним миром. И женщина должна этим воспользоваться. Но самолюбование — это палка о двух концах. Другая говорит: «Когда я себя вижу в зеркале, я на себя смотрю как на обнаженную». Можно ли изобразить женщину по-другому?

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • oleo· 2009-01-05 15:44:08
    ох, давид, спасибо громадное!
    во-первых просто за наслажнение остроумнейшим из фильмов про искусство. прекрасный пример того как можно говорить просто, доносить смысл, критический при том. просто кристальная работа Берджера. (для меня это теперь будет как учебное пособие "как говорить об искусстве, когда говоришь вне худ.сообщества")
    титр в конце программы: основано на идеях беньямина. и это английское телевидение начала семидесятых! блеск!
    во-вторых, давид, спасибо за превосходную вводную о BBC. которая многое проясняет, но от того не менее сильным становится впечатление от самой работы. как, что, из чего, на каких предпосылках это сделано.
    филигранная просветительская работа автора плюс твоя археологическая работа.
    настоящий подарок!
    спасибо
  • svkorban· 2009-01-06 11:32:46
    почему то не вижу титров на русском!очень хотелось бы...
  • driff· 2009-01-06 16:04:18
    to svkorban: странно, у меня все автоматический получается. Но если у вас нет, то попробуете нажать на кнопку в нижним правом углу плеера YouTube, там (второй пункт) можно их включить и выключить.

    to oleo: спасибо! рад, что понравилось!
  • alex_chi· 2009-01-08 18:19:24
    титров на следующих видео не видно почемут((((
  • londandy· 2009-06-03 03:44:20
    David, spasibo za otlichnoe razyasnenie kontexta. Ya v svoe vremya kupil etu knigku za £10 ... i ugasno pogalel dengi. Mne vse eto pokazalos kakim-to naborom banalnosey. no, sudya po vsemu, eto bilo radikalno v the 70s.
Все новости ›