Главное – пережить нашествие клещей.

Оцените материал

Просмотров: 62179

Микроутопии

29/06/2012
Страницы:
 

Алексей ЦВЕТКОВ

1. Демонетизация всего, т.е. новая социалистическая революция и тотальная власть трудящихся. Это необходимый шаг к «лучистому человечеству» Циолковского. Как показал еще Сергей Подолинский в своем знаменитом письме к Марксу, наиболее общий смысл человеческой деятельности — это удержание солнечной энергии в превращенных формах на земной поверхности. Историческая логика этого процесса неизбежно приведет к автономизации энергии в ее разумной форме.

2. В условиях дальнейшего воспроизводства капитализма, пока названная выше политическая мечта еще не воплощена «новыми красными», культурной победой стала бы организация разветвленной сети книжных магазинов, похожих на «Фаланстер». Внутри это были бы самоуправляемые кооперативы совладельцев, а вовне они транслировали бы прогресс, науку, диалектику и искушенный вкус, т.е. вкус, не исключающий самоанализа. Сеть «фаланстеров» производила бы «сообщество» на своей территории.

3. Вообще, я мечтаю в своей работе и решениях никак не зависеть от денег. То есть вообще забыть о законе стоимости. От чего же тогда зависеть, ведь человека создает внешняя социальная гравитация? Я мечтаю зависеть от согласованного с другими людьми понимания общей пользы, от всеми разделяемого плана, от общего интеллекта, сигнал которого не искажен интересами чьей-то прибыли или классовыми привилегиями. Но это возможно, конечно, только в случае реализации первой, политической мечты.


Ольга ЧЕРНЫШЕВА

1. У меня ощущение, что другие не могут сделать так, чтобы нравилось тебе, тем более что и сам не можешь сделать так, чтобы все нравилось. Несмотря на это: бесплатный интернет — каждому. «Пусси» — освободить.

2. Время кавычит предыдущие уродства. Все, что возникает на наших глазах, кавычится вместе с нами. Если количество уродливого победит, от нас останутся анекдоты. Хотелось бы, чтобы остались песни.

3. Мои заветные желания касаются качеств и умений, отсутствующих у меня.


Сергей ШУТОВ

1. Правосудия!!!

2. Я мечтаю о скучной академической истории искусства (желательно, из нескольких томов), объективно описывающей происходящее во 2-й половине ХХ века, которая позволит понять связи с искусством начала века и с искусством начала XXI века. Только такой труд позволит не топтаться на месте, повторяя ошибки и открытия предыдущих поколений, а двигаться вперед и открывать новые горизонты.

3. А себе персонально я бы пожелал мастерскую, в очереди за которой я стою с 78-го года.


Елена ЯИЧНИКОВА

Я мечтаю о том, чтобы в России были сильные художники, думающие кураторы, компетентные арт-критики, проницательные искусствоведы, образованные меценаты и коллекционеры, нацеленные на долгосрочную работу галеристы и вдумчивые зрители. Чтобы искусство получало поддержку, сохраняя свою независимость. Чтобы появились некоммерческие институции, которые не боялись бы экспериментировать с привычными форматами и работали с учетом международного контекста. Чтобы российские художники стали полноправными участниками международных выставок, резиденций и дискуссий. Чтобы деятели искусства не подвергались репрессиям и художники не сидели в тюрьме. Чтобы искусство ставило значимые вопросы. Большинство этих вполне реальных вещей под рубрикой «мечты» предполагают системные изменения, которые по большому счету невозможны без политических изменений в стране. Я мечтаю о том, чтобы политическим субъектом стал свободный, самостоятельный и умеющий критически мыслить гражданин, чтобы люди верили в свои силы, в то, что изменения реальны и что мечты — это начало действий. Искусство и культура играют в этом не последнюю роль и мне очень хотелось бы, чтобы эту очевидную истину не нужно было доказывать, о чем, к сожалению, говорит закрытие OPENSPACE.RU.


P.S.: Хаим Сокол. Мечта о солидарности

Я медленно соображаю. Так устроен мой мозг. Поэтому плохо сдаю тесты и произвожу плохое впечатление на собеседованиях. Блиц-опросы тоже не мой конек. Нужный ответ приходит через несколько дней, а то и через неделю. И когда Катя Лазарева попросила меня в течение двух дней написать для OPENSPACE.RU о моей мечте в политике, в искусстве и вообще, я растерялся. Хотя должен был бы ответить сразу. Потому что мечта — это то, о чем ты думаешь долго, возможно, всю жизнь. Но я тормоз и соображаю медленно. О чем-то я, конечно, написал. Но, кажется, как всегда, что-то главное я упустил. Поэтому пишу вдогонку сейчас, через три дня после дедлайна.

Когда меня спросили о мечте, я стал мучительно думать, есть ли она у меня. Конечно, я хочу быть знаменитым, успешным и т. д. Но стоит ли за мечту выдавать свои желания? Мне кажется, мечта — это не о себе или не совсем о себе.

И вот сейчас мне на ум приходит одна вещь, о которой я много думал в этом году и которую в силу разных причин мне самому не удалось реализовать. И поэтому пока я могу ее обозначить как мечту.

Скоро начнется очередная Молодежная биеннале в Москве. В этом году у Биеннале есть главный куратор, есть, кажется, три основные площадки. Уже проведена гигантская работа по отбору участников, подготовке площадок, изготовлению и транспортировке работ. Пишется, переводится и печатается каталог. В Биеннале примут участие тысячи художников, сотни приедут в Москву со всего мира. Сейчас, наверное, в самом разгаре процесс монтажа. Иными словами, это огромная производственная машина, в которой задействовано, помимо художников и кураторов, большое количество рабочих, водителей, грузчиков, переводчиков, критиков, дизайнеров, уборщиков. И конечно же, без преувеличения можно сказать, что Молодежная биеннале — крупнейшее культурное событие Москвы этим летом.

Но есть одна проблема. Все это происходит в ситуации, когда трех девушек судят по делу Пусси Райот. Они сидят уже несколько месяцев и, боюсь, будут сидеть еще долго. Кроме этого, начались репрессии в отношении участников митинга 6 мая. Уже арестовано 13 человек, и этот список далеко не окончательный. Биеннале современного искусства не может игнорировать данный контекст. Я не знаю программу Биеннале, но я почти уверен или, во всяком случае, надеюсь, что Pussy Riot будет уделено особое внимание, может, даже будет отдельное событие. Однако, на мой взгляд, подобного рода заявления или какие-то действия будут крайне малоэффективны по причине их ярко выраженной политической амбивалентности. С одной стороны, «шоу маст гоу он», намечаются торжественные открытия, на которые приглашены важные люди, в том числе какие-то госчиновники. Происходит это все на базе крупных государственных и муниципальных учреждений культуры — Третьяковка, ЦДХ, ММСИ, ГЦСИ. Осваиваются государственные бюджеты и т.д. Крупный капитал наверняка тоже пожертвовал на развитие молодых художников немалые суммы. Толпы зрителей, в основном молодежи, подогретых дружественными СМИ, будут ходить смотреть, фотографироваться на фоне инсталляций, лайкать и комментить. С другой стороны, «Пусси» сидят. И 13 заложников 6 мая тоже сидят. И поэтому всякое действие в этих рамках будет все равно носить аффирмативный характер. Поэтому я считаю, что жест бездействия стал бы гораздо более эффективным средством. В данном конкретном случае я имею в виду всеобщую забастовку художников, кураторов и всех, кто причастен, которая бы парализовала Биеннале. В свое время спортсмены доказали, что подобными методами можно достигать серьезных политических побед, например, в борьбе против апартеида. Отказ от участия в Олимпийских играх стал мощным инструментом международного влияния. Теперь пришло время искусства. Накануне Майского конгресса я предложил своим коллегам из Союза творческих работников выступить с призывом ко всем художникам бойкотировать Молодежную биеннале с требованием прекратить политические репрессии. Представляете, Биеннале открывается, а художников нет, залы пусты, либо работы не распакованы?! Гигантский экономический и символический механизм со скрежетом останавливается. Наивно? Возможно. Но это был бы невероятно мощный пример проявления солидарности. Жест, в котором бы политика, этика и эстетика слились воедино. Наконец-то молчание и пустота из эстетических категорий превратились бы в грозное оружие, а отказ от искусства здесь и сейчас перестал бы быть утопией или популистской демагогией.

Я глубоко сожалею, что из-за своей инертности, отсутствия воли, недостаточной веры в себя и просто расхлябанности не сумел вывести этот вопрос хотя бы на уровень широкой дискуссии. И сейчас, возможно, все это читается как очередные интеллигентские сопли. Но я верю, время всеобщей солидарности придет. Это моя мечта.

Материал подготовила Екатерина Лазарева
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:14

  • Aleks Tarn· 2012-06-29 16:12:20
    у черно-красного говна
    под задом «оккупая»
    душа черна, а кровь красна,
    но не своя - чужая.
  • Ilya Kozlov· 2012-06-29 17:20:10
    dlia Sergeia Shutova ---art history
    http://www.amazon.com/Art-Since-1900-Antimodernism-Postmodernism/dp/0500238189

    tolko v odnom tome
  • Alexandr Butskikh· 2012-06-29 20:00:15
    Лучше открыть один Русский университет имени Шендеровича в Стамбуле, а другой Русский университет имени Познера - в Иерусалиме.
    Надеюсь не дождаться "новых красных". Есть же еще люди, мечтающие о них!
    А вдруг все не так выйдет? Как тогда?
Читать все комментарии ›
Все новости ›