Сейчас это больше всего напоминает игру в лото.

Оцените материал

Просмотров: 12358

Быть наблюдателем на выборах – что это за опыт?

07/03/2012
«Я обычно чувствую себя отщепенцем, но здесь оказалась частью гражданского общества»

©  Виктория Ломаско

Быть наблюдателем на выборах – что это за опыт?
Многие художники и кураторы провели 4 марта весь день на избирательном участке, где прежде вообще никогда не бывали, и сами до сих пор не могут прийти в себя от удивления. Действительно, трудно объяснить такой всплеск социально-политической активности у людей, которые в своей профессиональной деятельности – и тут мы не откроем никакой тайны – не очень зависят от государства: такова уж специфика современного искусства как индустрии.

Так что же, они были на избирательных участках только как граждане? Нет, и как представители художественного сообщества тоже. Сообщества, которое в последние годы серьезно задумывается над своей социальной ролью и собственной структурой.

Традиционно роль художника и куратора – как раз отстраненный рефлексирующий созерцатель, придирчивый критик, бодлеровский фланёр и медгерменевтический «инспектор». В этой позиции очень комфортно, она более чем привычна и эстетически плодотворна. Что более естественно для художника, чем наблюдать?

Но интересно, что практически все ответившие на вопросы назвали важным опытом нечто совершенно другое: опыт социального участия, опыт знакомства с тем обществом, с тем потенциальным зрителем, который до сих пор – даже для так называемых «левых художников» – был предметом умозрительной конструкции.

Удивительно (а может быть, и неудивительно), что сам факт этого социального контакта, пусть даже негативного, воодушевляет наших респондентов и наполняет их оптимизмом. Странно (а может быть, и нет), что институция наблюдения, которая призвана была проследить за выполнением лозунга «За честные выборы!» и предполагала конфронтацию с теми, кто фальсифицирует, с теми, кто этому потворствует, а в скрытом виде и с теми, кто «искренне» за Путина, с тем «быдлом», о котором снова и снова отвратительно говорилось с трибуны митинга на Пушкинской, – что эта институция наблюдения привела не столько к противостоянию, сколько к хрупкому чувству солидарности. И от этого чувства уже можно перейти к выдвижению совместных и очень конкретных экономических и политических требований, разделяемых теми, кто составляет наши «99 процентов» ущемленных в своих правах. Девяносто девять, а не сорок и даже не шестьдесят, как в Москве.

Выборы, возможно, раскалывают общество, но наблюдение за ними его сплачивает: вот такой, чрезвычайно ценный, парадокс.

Екатерина Дёготь


1. Вы были наблюдателем на выборах 4 марта. Было ли это интересно? Что нового вы узнали в какой бы то ни было области?

2. Если вы увидели в этом какую-то эстетику, то какую? Насколько этот опыт может быть в принципе транслирован в художественную/кураторскую/аналитическую/критическую деятельность?

На вопросы OPENSPACE.RU ответили:

Елена БАКАНОВА, галерист (Paperworks)
Фаина БАЛАХОВСКАЯ, критик
Арсений ЖИЛЯЕВ, художник
Екатерина ЛАЗАРЕВА, художник, куратор
Анна КАБИСОВА, фотограф, студентка Школы фотографии имени Родченко (ее фильм, снятый на избирательном участке, вы можете посмотреть в материале о конкурсе «Око за око»)
Влад КРУЧИНСКИЙ, художник (его комикс о выборах смотрите здесь)
Александра ОБУХОВА, искусствовед, критик
Оксана САРКИСЯН, куратор, критик
Мария ЧЕХОНАДСКИХ, куратор

Сергей СИТАР, архитектор, теоретик, написал в ответ на наши вопросы эссе, которое вы можете прочитать здесь.


Елена БАКАНОВА
К вопросам

Впечатлений много. По порядку: выяснилось, что основной состав группы наблюдателей – молодые люди мужского пола от 25 до 28 лет. В процессе внутреннего обсуждения действий группы я обратила внимание на непривычные словосочетания типа «приближенное вычисление корней и многочленов», «статистическая погрешность» и т.п. и начала задавать вопросы коллегам по поводу образования и рода занятий. Получила следующее:

Мельников Сергей. Московский физико-технический институт, факультет инноваций и новых технологий, в данный момент работает в компании «Яндекс»;

Константин Бауман. Образование – механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова, аспирант Математического института им. В.А. Стеклова, сотрудник «Яндекса»;

Позднеев Александр. Образование – факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова (математическое моделирование и суперкомпьютерные вычисления), аспирант;

Ротмистров Алексей. Государственный университет управления, преподаватель – «модели и методы анализа социологических данных».

Эта информация меня вдохновила чрезвычайно, и я подумала, что все у нас будет хорошо и у нас есть будущее. В смысле, не только на нашем УИКе 164 с подсчетами голосов (в этом не стоило уже сомневаться), но и у нас всех, проживающих на территории Российской Федерации. Так что вывод моего социологического наблюдения: вы, девушки, не там ищете парней. Парней нужно искать в группах наблюдателей на избирательных участках и на добровольных и непроплаченных митингах. Потому что именно там сейчас люди с совестью, амбициями, энтузиазмом и, соответственно, люди с будущим.

Эстетическое впечатление: избирательный участок располагался в бывшем особняке конца XIX века, теперь Доме ученых, по адресу Пречистенка, 16. Само здание – с многочисленными следами представления о роскоши и реставрации 90-х (фрагменты пластиковой лепнины и принтерная копия ангелов на плафонах), с наследием советского времени (мебель и красные ковровые дорожки); удручающего качества живопись на стенах, пейзажные фотографии Африки на пенокартоне (оказывается, это выставка), белый концертный рояль за тумбами голосования... В общем, все здание с его интерьерами – это образец отечественной панк-эклектики в нехорошем смысле слова. Также запомнился мем директора Дома ученых, который регулярно вбегал в зал и, грозя пальцем, произносил: «Отойдите от рояля! Не нужно писать на рояле!» – что привносило во все происходящее оттенок абсурда и наводило на мысли, что с эстетикой еще работать и работать. Но это отдельная тема, которая не имеет прямого отношения к выборам. В общем, есть ощущение, что эстетика у нас такая же случайная, дилетантская и несистемная, как политика, демократия и государственность.


Фаина БАЛАХОВСКАЯ
К вопросам

Да, это было очень интересно. Особенно опыт сотрудничества с разными людьми, в том числе и членами Избиркома, в ситуации, близкой к экстремальной – все устают, обиды, ощущение недоверия... Я увидела новое поколение – относительно молодые, зрелые люди разных убеждений, очень позитивные, хотят заниматься политикой: одному законы мешают бизнес делать, другой за справедливость, третьему интересен процесс, может, и карьера…

Самые сильные впечатления – от старости, показавшейся еще более ужасной, чем обычно, в самых престижных домах советской эпохи – это когда я ходила с урной по адресам.

Для кураторской деятельности кажется интересным сочетание таких совсем разных эстетик в одном пространстве – народ действительно стал «более лучше одеваться» и очень четко обозначать свою жизненную позицию через внешний образ.

И еще Фаина Балаховская написала в своем фейсбуке:

Нет худа без добра. Путин учит людей сотрудничать: на выборах наблюдатели всех видов были едины – кроме отличающихся антропологически и даже усевшихся так, чтобы ничего не видеть, единоросса и нашиста. После общения с реальными коммунистами и националистами мне не так страшно оказаться рядом с их флагами, как на прежних митингах. Может, поколение next лучше будет согласовывать интересы.


Арсений ЖИЛЯЕВ
К вопросам

1. Это было изматывающе и физически, и психологически. До сих пор не могу прийти в себя. Жалко людей из комиссий, несмотря ни на что. Уже немолодые люди, которые более суток без сна, в нервной обстановке стараются отдать все ради одной маленькой слезинки своего начальника. Дикий пафос и абсурд. Пожалуй, единственное интересное в наблюдении...

Еще я ходил по домам голосовать. Тоже можно отнести к категории «интересно» – девяностолетние бабушки, еле держащиеся или уже не держащиеся на ногах, в мрачных обшарпанных квартирах, голосующие по просьбам заботливых социальных работников... Когда видишь изнанку, видишь, как создается нерушимая мощь образа путинского будущего, становится невыносимо стыдно. Это интересно.

Нового много в основном из юридической области. Можно много рассуждать о психологии наших людей, но нет сил.

2. Безусловно, одно из открытий – это видеонаблюдение. Действительно, было почти божественное чувство. Этот опыт требует рефлексии... Если же говорить о непосредственном опыте наблюдателя на участке, то скорее приходилось жертвовать эстетикой в пользу эффективности. В итоге много отснятого до сих пор даже не разобрал.

Насколько этот опыт может быть транслирован в искусство – слишком небольшая дистанция, чтобы сказать что-то конкретное. Наблюдение было лишь звеном в борьбе за политические свободы. Но я уверен, что этот опыт был крайне важным для всего нашего общества. Мы станем «более лучше» наблюдать за тем, что называют «искусство»?


Анна КАБИСОВА
К вопросам

1. Это был очень интересный опыт, я получила возможность в максимально сжатые сроки и осуществить собственный ликбез, и наблюдать за тем, как только-только родилась и крепнет гражданская позиция других активистов-наблюдателей. В правовом поле я узнала, как могу добиваться того, чтобы мои права как избирателя были соблюдены. Узнала «из первых уст», какими категориями мыслят люди, пришедшие отдать свой голос за того или иного кандидата. Узнала, что такое ощущать на себе сконцентрированный вал негатива – как в течение получаса члены избирательной комиссии, прижатые к стенке правдой, тебя сперва проклинают, а потом извиняются перед тобой. Увидела людей, которые искренне любят Путина, болеют за него и готовы еле-еле (мужчина-инвалид), но идти и голосовать за «стабильность».

2. Это была эстетика «декоративности». Все выглядит как такое папье-маше – приукрашенно-аляповато-торжественное. И соответственно декорациям играются роли. Избирательная комиссия – роль справедливых учителей, а наблюдатели – борцов за правду. Как выяснилось к вечеру, часть моих коллег были подставными…

Сложно сказать, как это транслировать, но этот опыт может стать некой платформой для дальнейшей активности в традиции ситуационистов. В данном случае от практики к теории – художественным стратегиям, которые бы посредством искусства транслировали права и законы, которых не знает большинство населения страны.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • ал новоженова· 2012-03-07 18:12:07
    точно. мне тоже все казалось фильмом люмета. а это практически мой любимый режиссер. поэтому мне дико понравилось
  • dmvilen· 2012-03-07 19:11:44
    для нас это был тоже важный опыт хотя мы работали в мобильной группе наблюдателей а это совсем другое чем быть весь день на участке - вообще очень много всего навеяло этой активностью - надеюсь что
    принесли небольшую пользу общему делу (удалось отстоять пару
    наблюдателей на удаление, готовим материалы на пару жалоб да и хоть какой, но прессинг на членов комиссий тоже получился.. ) - ну, а самим удалось понять наконец, кто же это такие молодые инициативные серьезные законники у нас выросли -
    признаюсь что очень трогательные и замечательные люди не понятно для
    меня лично как их взрастила местная жизнь. Скажем я вот совершенно
    уверен, что законы у нас - это нечто такое, типа туалетной бумаги и
    отношения все строятся по понятиям - есть понятия которые типа за
    честность и справедливость, а есть которые за унижение и опускание -
    они борются и как-то уже почти 50 лет живя у нас на родине я как то
    понимаю как это работает и как существовать в этом пространстве - но
    вот обнаружить людей которые всерьез уверены что если, скажем, не
    ругаться матом, то это значит что тебя не арестуют за это преступление
    это для меня шоковое ощущение...
    более того они уверены что их деятельность опирающаяся на законы
    может эти законы претворять - это что-то совершенно новое для нашей
    страны - я в полном восторге и надеюсь что они победят. То есть мы
    вместе сможем чего-то добиться.

    А иногда не верю. И думаю что система пробиваема только по понятиям
    или же полной переворачиванием не нами писанных законов в сфере искусства, труда, проведения публичных мероприятий и политики

    именно поэтому в питере мало кто из наблюдателей вышел на неразрешенный митинг - когда это было важно сделать и понятно что после этого провала дальше действовать будет крайне сложно - разве что все эти наблюдатели вольются в ряды бюрократов прохоровской партии - но это уже совсем иная история


    д
Все новости ›