В этом году премия Кандинского решила выглядеть демократично, скромно и со вкусом. Но ее профиль оказался нечетким, репутация – подмоченной.

Оцените материал

Просмотров: 31798

Что вы думаете о выставке номинантов на премию Кандинского 2009?

Оксана Саркисян · 11/11/2009



©  Евгений Гурко

На переднем плане: Александр Лавров. Телевизоры. Проект-мистификация. 2008

На переднем плане: Александр Лавров. Телевизоры. Проект-мистификация. 2008

2. Заметили ли вы какие-то новые тенденции на выставке этого года? Как вы оцениваете ее уровень?

Андрей Паршиков
Устроители выставки явно пытаются получить индульгенцию за прошлый год, но у них нет понимания художественного процесса. Они не подходят к вопросу критически, но пытаются сделать выставку более демократической и при этом теряют любую нить, любую тенденцию, теряют высказывание. Это премия «без исключений». Кто эти люди, которые пришли на открытие? Кто эти художники? Я о них вообще никогда не слышал и лучше бы и не слышал вообще. Думаю, очень многие важные художники отказались принимать участие в этой премии, просто не стали подавать заявки на участие.

Ольга Лопухова
Некоторые имена мне совершенно ничего не говорят. Не хочется о художниках плохо говорить, но есть такие вещи, которые вообще ни в какие ворота не лезут. Потом иногда какие-то работы теряются на выставке. Думаю, экспозицию можно было интересней сделать. Но вот что на меня произвело впечатление: если в прошлом году это была пафосная имперская выставка, то в этом году она демократическая. Это видно даже по открытию. А мне, как демократу, такой дух нравится. Тогда было шампанское, красные дорожки, куча випов и было ощущение, что ты на каком-то закрытом гламурном приеме. А сейчас речь идет об искусстве, и это мне нравится намного больше.

Андрей Ерофеев,
куратор, дизайнер-экспозиционер, член жюри премии Кандинского

Здесь довольно ровная ситуация, потому что мощные монстры уходят, типа Захарова, Полисского, Лебедева (номинированы его не самые лучшие работы). Остальное все более-менее ровно. Особенных провалов мало, и особо гениальных работ тоже. Мы наблюдаем, как происходит смена культурной формации. Все, что было до этого года, было завершением того, что называется «культурный пласт неофициального искусства». Это был мощный пласт. Сегодня нонконформизм уходит. Новая тенденция — это пластическое переживание, а не попытки концептуального и аналитического подхода. Колючесть, заматывание света проводами — это активный эмоциональный язык. Разговор идет не о местном контексте, не о местной культуре, а о личностных переживаниях, страхах и радостях и о более широком контексте. Нельзя сказать, что они зациклены на путинской России, ее здесь нет. И это разрыв с традицией местной культуры.

©  Евгений Гурко

Сергей Шутов. Новый Молоховец. 2009

Сергей Шутов. Новый Молоховец. 2009

Шалва Бреус
Во-первых, на прошлой выставке была совершенно четкая тенденция. Художники, как молодые, так и старшего поколения, активно апеллировали к имперским символам, как российским, так и советским: Шеховцов, Беляев-Гинтовт, Орлов, Мачулина, ПГ, даже Гутов. Сегодня этой линии уже нет. Второе: мы сегодня видим больше провинциальных художников и художников из Петербурга, мы почувствовали настоящую волну оттуда. И это очень интересно. И третье: возвращение к пластической форме, искусство вновь начало обрастать мясом.

Анна Романова
Меняется картина: то одно, то другое. Сами члены жюри говорят, что совершенно другие тренды: в прошлом году политическое искусство, в этом такое все розовенькое, гламурненькое. Не нравится? А может, OPENSPACE.RU учредит свою премию? Мне кажется, вы уже близки к пониманию, что вам нужна собственная премия.

Александр Боровский
На предыдущей премии была историческая, имперская, политическая тенденция. А сейчас объединяющей тенденции нет. Может быть, это и хорошо. Это не решение на уровне экспертного совета, это происходит само. В России, как кто-то говорил, самодержавие: все само держится. Все происходит само. Когда начинается дирижирование процессом, получается дешевое политиканство. Искусство не назначается художниками. Самая лучшая фраза, сказанная русскими художниками: «Как хорошо купить себе красную розу в петличку и проехаться по Елисейским Полям».

©  Евгений Гурко

На фото слева: Иван Лунгин. Ex Barricadas. Инсталляция. 2008-2009

На фото слева: Иван Лунгин. Ex Barricadas. Инсталляция. 2008-2009

Валерий Леденёв
Премия утратила свою показательность. Она уже не является смотром хороших художников, которые отбираются экспертами по экспертным критериям качества. Это становится просто набором работ, непонятно как сюда попавших... может быть, по протекции галеристов или как-то еще… Премия просто непоказательна. То, что художник получил премию Кандинского, теперь ничего о нем не говорит. Это не говорит о культурной значимости художника.

Александр Евангели
Ерофеев со всем обошелся очень аккуратно, расставил акценты. Всякое спектакулярное говно засунул в самый конец. Но вообще все стерильно и невероятно скучно.

Сергей Шутов,
художник, номинант премии Кандинского 2009 года

Бардака стало меньше. Я думаю, выставка отличается только тем, что есть вменяемый куратор, который сделал нормальную экспозицию. Конечно, в данном случае он не совсем куратор, потому что не отбирал работы. Можно это назвать куратором, дизайнером, но кто-то же должен контролировать цвет стен и свет. Это административная должность, но чем грамотнее администратор, тем лучше получается выставка.

Вадим Захаров,
художник, номинант премии Кандинского 2009 года

На «Инновации» было меньше участников, но здесь помещение огромное, и никто не сокращал количества художников. Относительно места — мои запросы были более скромными, я не рассчитывал совсем на подобную презентацию. Я думал, что выставлю один объект, а они сделали целую инсталляцию. И это хорошо, на мой взгляд.

©  Евгений Гурко

Лёха Гарикович. Почему я? Почему он? Деталь инсталляции. 2007-2009

Лёха Гарикович. Почему я? Почему он? Деталь инсталляции. 2007-2009

Диана Мачулина
Заметно слабее номинации «детская» и медиа. Думаю, из-за того что возник этот первичный отбор на этапе подачи заявок, экспертный совет, многие просто не посчитали возможным принимать участие. Интересно и то, что именно молодые оказались наиболее принципиальными; меня это как-то обнадеживает. А «Проект года» выглядит достаточно солидно, потому что частью собран из корифеев-небожителей, которым пофиг заботы смертных и чьи-то там репутации. А еще часть «взрослой» номинации — как раз молодые авторы, но стоящие на пути к славе, а на этом пути особенно разборчивым быть не приходится. Кстати, мне мою премию прошлогоднюю до сих пор не дали. Поэтому я хожу и предупреждаю всех: берите сразу.

Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?

  • Николай Полисский
    209
    40%
  • Павел Пепперштейн
    208
    40%
  • Вадим Захаров
    105
    20%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • andreason· 2009-11-11 21:38:57
    самое проблемное обстоятельство у Премии Кандинского это выставочное пространство. ну несуйтесь больше в ЦДХ! Хорощо, что она вообще существует, а те художники, что отказались заявлять о себе в этом году просто боятся вляпаться в скандал, но тогда, друзья мои, вы не художники! Художник еще и тот, кто смел!
    Прошлогодние противоречия, и как следствие, нынешнее отстранение, лишь ярко иллюстрирует всю закостенелость в системе искусства сегодня. Организаторам не нужно принимать во внимание эту волну нападок и "тишину" этого года - двигайтесь вперед, а если Вам плюнули в спину, это значит, что вы впереди!!!
  • DiMa· 2009-11-12 01:04:49
    То andreason: То есть все гип-гип-ура, если не считать неудачного пространства? Нечего на пространство пенять - именно в ЦДХ, правда, чаще на втором этаже, было много отличных экспозиций. Из недавнего - хотя бы персоналки Эрвина Вурма и Пьерика Сорена, "Леттризм" и "Европейская мастерская". Последняя, кстати, тоже итог конкурса.
    А думать, что художник должен стремиться влипнуть в скандал - глупо. Тем более, если речь идет не о реакции на провокационность работы художника. Вы серьезно считаете, что можно красоваться в отсветах чужого прошлогоднего скандала?
  • dorfmeister· 2009-11-12 11:02:00
    Какие вы умные и хорошие! И какие они глупые и плохие!
Читать все комментарии ›
Все новости ›