Оцените материал

Просмотров: 4600

Время любых биеннале прошло

Давид Рифф · 17/11/2008
А также: мастурбирующая Сара Пэйлин, тайпейский тайфун и другие художественные события месяца
Время любых биеннале прошло
Ну вот, выбрали Обаму...

В продолжение темы выборов в США приз за самую идиотскую блог-акцию политического года присуждается блогеру Tyler Green (сайт Arts Journal), который в день выборов написал бессвязный пост, где пообещал запостить фотонапоминания о выборах 44-летней давности. Тогда правозащитники боролись за то, чтобы зарегистрировать афроамериканских избирателей в южных штатах. Хорошо. Но по неясной причине он решил вывешивать эти фотографии в темпе раз в час. «Сегодня я ежечасно буду вывешивать фотографию, связанную с голосованием. Возможно, и без этих картинок в Америку пришло бы равенство. Возможно, Барак Обама все равно баллотировался бы в президенты, и, возможно, он бы победил. Но может быть, и нет». Ага. В результате получается молитва олигофрена: 2, 3, 4, 5 и т. д.

Но все равно Обама победил.

Другие блогеры, например Пэдди Смит (artfagcity), освещали ночь выборов в Бруклинском квартале Вильямсбург. Пэдди пишет: выборы перепугали многих молодых художников и просто богемных людей настолько, что они встряхнулись от привычной апатии. Особенно все боятся Сары Пэйлин. В ходе предвыборной кампании над ней издевались, как только могли, пародировали до бесконечности и тем самым превратили ее в полноценную медиазвезду, чья кандидатура на следующих выборах уже обсуждается всерьез. Ее рисуют в непристойных позах, как, например, здесь, и мне кажется, это свидетельствует о том, что шансов у нее немало. Итак, борьба продолжается. Художники-активисты-озорники, Yes-Men лезут из кожи вон, чтобы утопический дух предвыборной кампании продолжал теплиться. Вчера они распространили поддельный номер газеты New York Times, датированный 4 июля 2009 года, в котором все мечты, связанные с выборами (например, полный вывод американских войск из Ирака) были воплощены в жизнь. S.C. Squibb из ArtCalZine моментально откомментировал эту акцию: «Яснее и своевременнее выразиться было нельзя: Бога ради, не надо сейчас прекращать». А может быть, надо?

Отдел искусств настоящей New York Times, кажется, вполне пережил выборы и сейчас сообщает о «плохом аппетите» и приглушенной атмосфере торгов Sotheby's и Christie's на прошлой неделе и о ретроспективе фотографа Уильяма Эглстона (William Eggleston) в музее Whitney. Эглстон особенно прославился как пионер цветной фотографии. Его выразительные снимки повседневной жизни аграрного Юга проникнуты декадентской атмосферой, порой напрашивается сравнение с Уильямом Фолкнером. На сайте New York Times есть слайд-шоу его работ. Критик из журнала Time Ричард Лакайо (Richard Lacayo) даже не поленился съездить в Мемфис (штат Теннесси) и встретиться со стариком. Оказалось, что он самый настоящий простой американец — честный, порядочный, работящий, много пьющий и, возможно, чуть-чуть пустоватый и скучный. Прочтите его интервью в трех частях (1, 2, 3).

Если вам кажется, что работа Эглстона о южных штатах никаким боком не связана с недавними выборами, Чарли Финч (Charlie Finch) на сайте artnet объясняет, что все совсем не так просто: «Выбор Барака Обамы напоминает нам, насколько безумна и ненормальна презумпция белой исключительности в Америке. Эпитафию ей можно найти в ретроспективе Уильяма Эглстона, выставленной в музее Whitney. [...] Для Эглстона люди — всего лишь брошенные предметы, мусор у дороги по пути к следующей выпивке. Благодаря Бараку Обаме и людям, которые проголосовали за него, это мрачное видение Америки навсегда осталось в прошлом». Уфф...

...и кончилось время биеннале

Но разве Америка кого-нибудь интересует? А как же большие выставки всемирного искусства в Азии и не только, которые мы не так давно анонсировали? Может быть, эпоха биеннале тоже уже позади? Если верить писателю и переводчику Брайану Холмсу (Brian Holmes), такое развитие событий весьма вероятно. В блоге Холмса можно прочесть блестящее эссе о его недавнем посещении Тайпейской биеннале, совпавшем с крахом всемирной финансовой системы и местным тайфуном. Шестая Тайпейская биеннале, кураторами которой были Манрэй Хсу (Manray Hsu) и Васиф Кортун (Vasif Kortun), показывала политическое искусство, фокусируясь на «совокупности проблем, связанных с неолиберальной капиталистической глобализацией». Холмс мысленно обращается к групповому обсуждению, на котором выпивка текла рекой, а сквозь дверь отеля хлестал ливень. «Мы приехали сюда, чтобы посмотреть выставку о неолиберализме, — сказал я, открывая дискуссию, — но эта утопия уже в прошлом! Неолиберализм умер. Теперь нам надо проснуться и увидеть мир, поделенный на регионы». Потом был спор до поздней ночи, фантастическая дискуссия в самом центре тропического циклона».

Спорить можно много, и злиться есть из-за чего. Не секрет, что многие биеннале — всего лишь огромные скопления продуктов художественного перепроизводства, даже если они и претендуют на то, чтобы быть концептуальными выставками с критическими темами. Сами эти темы — копипейст: «Транслокальное передвижение», как называлась Шанхайская биеннале 2007 года. Обычно речь идет о миграции и урбанизации. Но это не важно. Посетители все равно придут. «С виду нескончаемая очередь выплеснулась с главной площадки Шанхайской биеннале на оживленную улицу Nanjing Xi...» — пишет Карол Йинхуа Лу (Carol Yinghua Lu) во Frieze, тактично отмечая, что «популярность выставки на деле может повредить ее осмотру». Тесно было не только зрителям, но и выставленным работам. «Искусства набилось столько, что это сбивало с толку», — пишет Бен Дэвис (Ben Davis) на artnet в своем подробном дневнике о недавнем визите в Шанхай.

Однако некоторые биеннале преднамеренно пусты. Как, например, недавно открывшаяся в Сан-Паулу, которую курируют Иво Мескита (Ivo Mesquita) и Ана Пауль Коэн (Ana Paul Cohen). Как мы уже анонсировали, эти кураторы решили оставить целый этаж выставочного пространства без каких-либо работ, тем самым комментируя невероятное перепроизводство на всех остальных выставках. «Но в то время как толпа людей, причастных к миру искусства, терпеливо ждала (что в этом пустом зале начнется лекция), более радикальный жест, относящийся к названию биеннале «В живом контакте», был сделан этажом выше: человек сорок принялись рисовать граффити на пустых местах и на белых стенах павильона, это была согласованная партизанская акция. «Это искусство» — гласили некоторые из лозунгов, как сообщает Лигия Нобре (Ligia Nobre) на artreview.com.

По всей видимости, рисовальщиков граффити с пульверизаторами в руках затем грубо выставили; сокуратор Ана Паула Коэн лично ввязалась в эту стычку. В статье приведена прекрасная документальная видеозапись на YouTube, где видно, как все это происходило. На следующий день биеннале заклеймила рисовальщиков как «преступников» и Коэн на пресс-конференции уничижительно обозвала их «людьми с периферии». И этим все сказано. Дело в том, что «самокритика» в рамках системы, предлагая непосредственный контакт со всеми одновременно, на деле всегда будет скорее исключать большинство людей и их деятельность. Сама система, кажется, это диктует.

Такие же противоречия видишь, когда читаешь нулевой (sic!) выпуск так называемого «Журнала» (Journal). «Журнал» возник в рамках e -flux — одного из самых успешных молодых бизнес-проектов современного искусства, предлагающего рассылку информации о самых модных, часто прогрессивно-критических выставках и событиях (подписаться на рассылку можно бесплатно, но разослать письмо стоит очень дорого). На самом деле e-flux — информационный мотор биеннального механизма; все мы (т.е. профессионалы современного искусства) получаем информацию через него.

Под брендом e-flux основатель компаний Антон Видокел также осуществляет разнообразные художественные и интеллектуальные проекты, где всегда есть элемент критического ухода от биеннальной индустрии. «Журнал» — один из них. Он намерен быть «одновременно дискурсивным пространством и местом для непосредственного производства искусства, где писателей, художников и мыслителей приглашают писать на интересующие их темы». Звучит хорошо.

Но первый (нулевой) выпуск задает очень серьезный, даже элитарный тон, что характеризует биеннальную индустрию в целом: здесь есть объемные эссе теоретиков Бориса Гройса (о самодизайне и модернизме) и Ирита Рогофф (Irit Rogoff) об «образовательном повороте в кураторстве»); есть и литературное творчество художников и писателей, например отчет из Лос-Анджелеса ливанского журналиста Билала Хбеиза (Bilal Khbeiz) или киносценарий о взрыве автомобиля израильского видеохудожника Омера Фаста (Omer Fast), живущего в Берлине. Есть и более короткие критические тексты из разных мест, в том числе из бывшей Югославии и Бразилии. Контакт с периферией осуществляется через мощный кордон. Т.е. если ты с ними дружишь, можешь туда писать. Если нет, ты просто читатель. Читать будут все, поскольку все получают e-flux...

Такая суверенная демократия, как недавно заметил сам Борис Гройс, когда он был в Москве...

 

 

 

 

 

Все новости ›