Пока государства медленно самоустраняются из культурной сферы, музеи обращаются за поддержкой и попечительством к частным коллекционерам.

Оцените материал

Просмотров: 16832

Музейный скандал в Америке

Давид Рифф · 19/11/2009
Нью-Йоркский Новый музей рискует потерять всякое доверие в глазах общественности и критиков

©  lаurеnаtclеmsоn / Flickr.com

Фасад Нового музея современного искусства в Нью-Йорке

Фасад Нового музея современного искусства в Нью-Йорке

Не секрет, что музеи уже не те, что раньше. Пока государства медленно самоустраняются из культурной сферы, музеи обращаются за поддержкой и попечительством к частным коллекционерам. Но как далеко может зайти музей в этом процессе, не растеряв своей общественной значимости? Существует ли какой-то ограничительный этический кодекс для регулирования отношений с крупным капиталом? Где пролегает черта доверия к музею как к культурной институции?

Именно этим вопросам посвящена та полемика, что не так давно ураганом пронеслась по американским СМИ. В центре скандала — Новый музей в Нью-Йорке. Читателям OPENSPACE.RU он знаком по нескольким упоминаниям: когда-то музей был альтернативным выставочным пространством без постоянной коллекции и выставлял критическое искусство далеко за пределами мейнстрима. Однако вскоре после повторного открытия, в 2007 году, стало ясно, что Новый музей обратился к совершенно иной стратегии, объединившись с самой что ни на есть гламурной частью арт-мира. Столь крутой поворот был воспринят арт-сообществом Нью-Йорка со смешанными чувствами; теперь же Новый музей рискует потерять всякое доверие в глазах общественности и критиков. Что же произошло?

Начало истории было положено 24 сентября, когда Новый музей в Нью-Йорке объявил, что запускает новую серию выставок под названием «Воображаемый музей», в которой будет представлено искусство из частных коллекций. Первой из них станет экспозиция коллекции Дакиса Иоанну, греческого строительного магната и попечителя музея, которая займет все три этажа. Как гласит пресс-релиз, в коллекции Иоанну «тысячи художественных произведений, серьезная подборка картин, скульптур, рисунков и инсталляций таких известных художников, как Маурицио Кателлан, Урс Фишер, Роберт Гобер, Крис Офили, Чарльз Рэй и Кики Смит». Самый важный художник в коллекции — Джефф Кунс, которого Иоанну поддерживает с самого начала его карьеры: ему принадлежит около сорока его работ, причем некоторые довольно известные, он крестный отец сына Кунса (того самого знаменитого ребенка от Чиччолины), а недавно поручил художнику расписывать свою яхту. Поэтому когда Дакис Иоанну и Новый музей пригласили курировать выставку коллекции Иоанну именно Джеффа Кунса, жест этот показался до странности очевидным.

New York Times опубликовала довольно оптимистический репортаж по этому поводу, в тексте Джефф Кунс обещает, что выставка не будет построена исключительно вокруг его собственных работ. Остальные возложили на проект меньшие надежды. Кристофер Найт, арт-критик из LA Times, сделал следующую запись в Twitter: «Кому есть дело до диалога между Джеффом Кунсом и Дакисом Иоанну до такой степени, чтобы пойти на отдельную выставку на эту тему?» Блогер Джеймс Вагнер тут же задался вопросом: «А это вообще легально?» В том смысле, что предполагается, что музей — это некоммерческая организация, и даже если не брать в расчет, что это междусобойчик, все это сильно напоминает такую внутреннюю торговлю — в воздухе буквально пахнет деньгами. Есть все основания задаться вопросом, кому это выгодно.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • arist· 2009-11-20 01:50:18
    Отличная статья! Похоже ситуация патовая. С одной стороны усиливается вектор аттракционизма и развлекалова, потому что музеям нужна публика, с другой стороны напирает скукотное "интеллектуальное" искусство, претендующее на легитимизацию всего этого механизма. Но представители этих векторов абсолютно антагонистичны и неспособны найти разумный компромисс. Если так пойдет дальше то весь артпроцесс может расколоться на "правильных" институциональных крыс, и вертлявых чувачков, кривляющихся перед буржуазией., по сути так оно и происходит. Надо пока не поздно выработать какую-нибудь другую концепцию артпроцесса.
  • yasha_kazhdan· 2009-11-20 19:00:16
    Art Delivers People:

    http://www.youtube.com/watch?v=3fS00e_Y_xc
  • aleco· 2009-11-20 22:04:17
    Со стороны эта вся история кажется надуманной.Я видел коллекцию Иоанну в 2004 году в Афинах на выставке Monument to Now (www.monument-to-now.gr), все было похоже на обычную выставку современного искусства - пока не прочитаешь кучу объяснений, ничего не понятно. Там, наверное, и куратор был какой-нибудь продвинутый. Так какая обывателю разница, кто делает выставку - "серитифицированный" куратор или нет!? Все равно, что в Нью-Йорке, что в Версале выставлятся будет Кунс (или кто-то еще), а рядышком им будут тихо приторговывать. Так что в данном споре вопрос о содержании искусства подменен вопросом о том, как регулировать подход к кормушке и "кураторы"/музеи не такие уж невинные овечки.
  • arist· 2009-11-22 00:09:02
    to aleco: ну вот вы прямо в корень, дальше то и дискуссию бессмысленно вести.
  • oleo· 2009-11-23 14:24:55
    что говорит о том, что в нашей стране дискурс критики отсутствует вообще. ну выставил саатчи херста в эрмитаже, ну принял эрмитаж акулу на хранение. какая хй разница
  • actual· 2009-11-24 04:39:59
    У Вас взаимоисключающие позитивный результат эпилоги.
  • arist· 2009-11-24 11:45:02
    Почему же взаимоисключающий? Мы сходимся в том, что "дискурс критики" хромает.
  • ol-lis· 2009-11-25 14:08:42
    Смешные люди.
  • kustokusto· 2009-12-17 18:34:08
    Кунс - типичный представитель "менеджерского" искусства. Т.е сам он ничего не делает - он нанимает людей - а они и делают нечто. Кунс ставит подпись. Всё.
    Люди с рублёвки - ау - не теряйте время - поле не пахано - пора вкладываться. Тем более , что с книжками вас раскусили.
Все новости ›