Оцените материал

Просмотров: 12218

Филипп Старк: «Мне стыдно за то, что я делал»

Тильман Прюфер · 08/04/2008
Филипп Старк вот уже более двадцати лет считается одним из ведущих мировых дизайнеров. Но в интервью немецкому журналу ZEITMAGAZIN он утверждает, что все предметы, дизайном которых он занимался, абсолютно бесполезны
Mademoiselle Trussardi, Kartell 2007

Mademoiselle Trussardi, Kartell 2007

– Вы занимались художественным проектированием практически любых предметов – начиная от зубной щетки и кончая космическим кораблем. А что, по-вашему, действительно необходимо человеку?

Способность любить. Любовь – самое чудесное открытие человечества. Затем, пожалуй, идет интеллект. У человека есть одно преимущество перед животными – благодаря своему интеллекту он сумел создать цивилизацию. Поэтому никто из людей не имеет права уклоняться от работы по развитию своего интеллекта. Ну, и юмор тоже важная вещь.

– Ничего более материального вам на ум не приходит?

А нам не нужно ничего материального. Кроме вышеперечисленного, нет ничего, о чем бы человеку стоило беспокоиться – только о соблюдении собственных этических и моральных принципов.

– Вы ведь не всерьез? Есть куча всего, что необходимо человеку для выживания.

Действительно, человеку нужно что-то материальное, при помощи чего он мог бы развести огонь.

– И больше ничего?

Ну, может, еще подушку под голову и хороший матрас.

– Почему вы стали заниматься промышленным дизайном?

Очень интересный вопрос. На который я, кстати, до сих пор так и не нашел ответа. Знаете, я спроектировал огромное количество вещей, не имея при этом ни малейшего интереса к самим вещам. Возможно, годы, что я потратил, занимаясь дизайном, были нужны мне для того, чтобы я, в конце концов, понял – по большому счету нам ничего не нужно. У нас и так всего слишком много.

–То есть всё, что вы проектировали, – это лишние вещи?

Все предметы, дизайном которых я занимался, абсолютно бесполезны. В структуре нашего общества дизайн вообще лишен смысла. Профессии, которые еще имеют какой-то смысл, – астроном или биолог. Дизайн – это ничто. Вещам, которые я разрабатывал, я пытался придать хоть какой-то смысл и энергию. Но даже в тех случаях, когда я выкладывался на все сто, это было бессмысленно.

– И это итог всего вашего творчества?

Человек более умный, возможно, понял бы это раньше, чем я. У меня с самого начала было подозрение, что дизайн товаров – абсолютно бессмысленное занятие. Поэтому я попытался превратить свою работу в нечто иное. В нечто политическое, революционное, деструктивное. Может, самое важное, что мне удалось создать, – новое определение для слова «дизайнер».

– Вы утверждаете, что мы вступаем в эру постматериализма. Что это значит?

Наше общество поступательно движется по пути дематериализации. Речь идет о возрастании роли интеллекта в нашей жизни и снижении ценности материальных вещей. Вначале компьютер был размером с дом. Сейчас же некоторые компьютеры не больше кредитной карточки. Через десять лет они будут бионически встроены в наше тело. Через пятьдесят лет понятие компьютера вообще исчезнет.

– И чем тогда будут заниматься дизайнеры?

А не будет никаких дизайнеров. Дизайнер будущего – это персональный тренер и личный диетолог. Вот и все.

– Вы неоднократно утверждали, что ваша цель – уничтожить дизайн как таковой. Как далеко вы продвинулись в достижении этой цели?

А я ее достиг! Когда я начинал, предметы дизайна были просто красивыми и дорогими вещами. Никто не мог себе их позволить. Дизайн означал элитарность. Но элитарность вульгарна. Подлинная красота заключена в тиражировании.

– Пожалуйста, поясните.

Когда кому-то по счастливой случайности в голову приходит замечательная идея, он обязан поделиться ею с другими. Это принцип демократии. Когда я только начинал заниматься дизайном, хороший стул стоил порядка тысячи долларов. Должна ли семья, которой нужны шесть стульев и стол, выкладывать 10 тысяч долларов, чтобы им было на чем и за чем ужинать? Для меня это беспредел. Четыре года назад я сконструировал стул, который стоил меньше десяти долларов. Как только убираешь три нуля от первоначальной цены, концепция товара полностью меняется.

– Чем же объяснить тогда вашу недавнюю работу – яхту для русского миллионера?

А это как раз является частью моей концепции «Робин Гуд». Я использую подобные проекты как лабораторию для экспериментов. На них я могу опробовать новые технологии, чтобы в дальнейшем сделать их пригодными для массового рынка. Для этой яхты я разработал корпус, который бы при скорости в двадцать узлов не создавал бы так называемых носовых волн. Этот же концепт я собираюсь использовать для лодки на солнечных батареях, которая, возможно, станет прототипом водного такси в Венеции.

– А вам не надоело заниматься дизайном?

Очень. Через два года я собираюсь окончательно бросить это дело. Займусь чем-нибудь другим. Это будет иной способ самовыражения. Новый вид оружия, которое будет быстрее, мощнее и легче, чем дизайн. Дизайн для самовыражения не годится.

– То есть вы просто поменяете работу?

Именно. Я был производителем материи. И теперь стыжусь этого. В будущем я буду производить концепции. Это будет более полезным занятием.

– Неужели нет ни одного дизайнерского объекта, который бы вам нравился?

Нет.


Филипп Старк, 59-летний французский дизайнер, начиная с 1980-х годов занимался проектированием и разработкой товаров широкого потребления. Громкую славу, помимо прочего, ему принес дизайн соковыжималки для итальянской фабрики Alessi и мотоцикла Motó 6.5 для итальянской фирмы Aprilia.

Вопросы задавал Тильман Прюфер (Tillmann Prüfer)
Опубликовано в журнале ZEITMAGAZIN
Перевод Всеволода Кушнировича


Mademoiselle Trussardi, Kartell 2007

Mademoiselle Trussardi, Kartell 2007



Mmademoiselle Missoni, Kartell 2007

Mmademoiselle Missoni, Kartell 2007




Mademoiselle Moschino, Kartell 2007

Mademoiselle Moschino, Kartell 2007



St. Martins Lane Hotel, 1999

St. Martins Lane Hotel, 1999



Yoo Boston 2006

Yoo Boston 2006



Maclaren, 2006. Детская коляска

Maclaren, 2006. Детская коляска



Ceci n´est pas une brouette, XO 1996

Ceci n´est pas une brouette, XO 1996



Miss Paramount, Idée 1987

Miss Paramount, Idée 1987

 

 

 

 

 

Все новости ›