Оцените материал

Просмотров: 21743

Искусствопровод Европа-Азия идет в обход России

01/09/2008
Восточнее, еще восточнее: не менее десятка крупных биеннале современного искусства открываются в сентябре в азиатско-тихоокеанском регионе

©  Walter and McBean Galleries

 Jennifer Allora & Guillermo Calzadilla. Sediments (Figures Of Speech)

Jennifer Allora & Guillermo Calzadilla. Sediments (Figures Of Speech)


Прогрессивный подход в Кванджу


Седьмая биеннале в Кванджу (Южная Корея) (открывается 5 сентября), судя по всему, одно из самых заметных мероприятий сезона. Главный куратор — Оквуй Энвезор Великолепный, автор предпоследней «Документы» (2005), на которой он с легкостью фокусника показал, что искусство может быть политическим и гламурным одновременно. Энвезор, виртуозно владеющий постколониальным бла-бла-бла, знаменит умением до капли осваивать гигантские бюджеты и ставить необычайно модную теорию на службу чисто практическим задачам. Теоретической базой в данном случае является идея «места встречи» искусства с разнообразной, полиморфной публикой в глобальном мире... в общем, ясно.

©  Fondazione Prada  ⁄  Isola San Giorgio. Venice

 Thomas Demand. Yellowcake

Thomas Demand. Yellowcake


Свою биеннале в Кванджу Энвезор назвал «Годовым отчетом», и это честно: любой куратор в течение года ездит по всему свету и выбирает работы, представляющие, по его мнению, будущее искусства. Верх честности (или гениальный концептуальный ход) в том, что Энвезор указал, на какой именно выставке он ту или иную работу увидел, то есть оказал честь другим кураторам, а также, что особенно интересно, коммерческим галереям (если бы дело было в России, можно было бы задуматься, кто тут кому за что платил). Но Энвезор, возможно, подвел теоретический фундамент под недостаток времени.

©  Michael Kohn Gallery. Los Angeles

 Bruce Conner. Punks, Dead Ashes, and Eve-Ray Forever

Bruce Conner. Punks, Dead Ashes, and Eve-Ray Forever

Как бы то ни было, в выигрыше жители Кванджу и посетители биеннале, поскольку им принесут все лучшее за год на блюдечке. Например, «поющие скульптуры» Аллора и Кальцадилья (в которых сидят живые певцы), новый проект Томаса Деманда www.thomasdemand.de, показанный в прошлом году в Венеции, видео Айзека Джулиана и Стива Маккуина (максимально глянцевое из модного) и новую инсталляцию Ханса Хааке. А также недавно отреставрированный «Берлин, Александерплац» Фассбиндера в полной 13-часовой версии и полную ретроспективу давно покойного, но все более и более культового деконструктивиста Гордона Матта-Кларка. То, что последние два события поданы не как параллельная программа (что напрашивается), а как часть самой биеннале, возможно, связано с желанием сосредоточить бюджет в одних руках. Помимо известных имен, которыми Энвезор никогда не пренебрегает, будут, конечно, и более экзотические политические деликатесы — феминистская герилья-музыка и панковское авангардное кино (впрочем, автор последнего, Брюс Коннер, уже тихо-спокойно был на Арт-Базеле представлен). На сайте все есть, сфотографировано и подробно описано.

©  Paula Cooper Gallery. New York

 Hans Haacke. Hans Haacke

Hans Haacke. Hans Haacke


«Вторая линия» биеннале называется Position Papers (то самое труднопереводимое бла-бла-бла) и представляет собой несколько маленьких и более экспериментальных выставок, подготовленных в основном местными кураторами. Третья составляющая — «Вкрапления»: работы, сделанные специально для биеннале и рассредоточенные по всему городу. Все они носят, разумеется, политический характер, частично это перформансы или некие дискуссии, часть из них создается активистскими группами или иными сообществами. Например, известная кубинская радикальная художница Таня Бругера, оказывается, вот уже пять лет руководит арт-школой под названием «Искусство поведения» (одновременно это ее произведение искусства) и теперь выступит со своими студентами в жанре компьютерного вируса Logic Bomb.

 Ян Фудон. Lui Lan. 2003. Кадр из фильма

Ян Фудон. Lui Lan. 2003. Кадр из фильма


Поскольку Энвезор еще и декан Арт-института в Сан-Франциско, будет и мощная академическая программа обмена под названием «Глобальный институт» и другие, как сейчас говорят, «платформы», в чем также задействованы Сеул и Пекин. Объявлены три темы, все про гражданское общество, из них наиболее интригующая — «гражданское общество и нигилизм». Учитывая связи Энвезора, все это открывает колоссальные карьерные возможности перед молодыми художниками и студентами-гуманитариями из региона. Если кто позавидовал — начинать надо было намного раньше: Кванджу еще с 1980 года считается форпостом демократизации Кореи.

 Ян Фудон. Estranged Paradise. 1997-2002. Кадр из фильма

Ян Фудон. Estranged Paradise. 1997-2002. Кадр из фильма


Еще более прогрессивный подход в Гуанчжоу

В числе трех кураторов Третьей триеннале в Гуанчжоу (Китай), открывающейся 6 сентября, — Сарат Махарадж (Sarat Maharaj — в Google найдете много содержательных интервью; а посмотреть на выходца из Южной Африки можно на YouTube). Махарадж, про которого говорят, что «для арт-мира он слишком умен», в свое время входил в группу кураторов постколониальной 11-й «Документы» под предводительством Энвезора. Тем не менее триеннале в Гуанчжоу носит название «Прощай, постколониализм». Кураторы — кроме Махараджа, это два китайца — заявляют, что постколониальный и мультикультурный политический дискурс (который стимулирует жалобы художников на их несчастную этническую долю) ограничивает творческие возможности человека. Это запоздало лет на десять, но по-прежнему смело. Задача — «открыть парадоксальную реальность под дискурсом» и наладить контакт с тем трудноуловимым, что «выскальзывает в трещины в понятиях класса, гендера, племени и гибридности». Особенно смело насчет гибридности, потому что это понятие как раз и было придумано, чтобы обойти излишнюю детерминированность этносов и классов. Но, видимо, даже гибридность уже чудовищно всех достала. Предлагается искать новые «модусы воображения», чтобы искусство жило вне социально-политических дискурсов.

©  Carlsberg Ejendomme  ⁄  U-Turn Quandriennal

 Пивоварня Карлсберг

Пивоварня Карлсберг


Под этим лозунгом, конечно, подписался бы любой функционер Союза художников в нашей стране, но, боюсь, речь все-таки не о реализме с безумным оттенком, который так популярен в России. Не о европейском киче, а о чем-то внеевропейском (а там очень трудно различить, кич или нет). Выставка состоит из четырех разделов, один из которых — «Свободные радикалы»; специальные проекты посвящены Ближнему Востоку, Юго-Восточной Азии и Африке, а симпозиум ставит вопрос о постзападном обществе. Дискуссионная программа «Форумы в движении» уже начала реализовываться в Лондоне и продолжается в Гуанчжоу, Гонконге и Пекине, где большую роль играет частный центр современного искусства Ullens (у него французский директор, о чем мы писали). По всему видно, что Азия разработала уже полноценную и очень интернациональную систему институций по современному искусству, со своими площадками, звездами, дискурсами, университетами и т. д. И если на открытии биеннале в Венеции российские художники, кураторы, коллекционеры и простые бездельники обычно чувствуют себя как рыба в воде (и думают, что современное искусство — это гондолы и тому подобная роскошь), то в Гуанчжоу, боюсь, им может быть одиноко и непонятно.

©  Prachya Phintong  ⁄  Courtesy of Isabella Bortolozzi

 Дан Во. BUôN KOSIR. 2008

Дан Во. BUôN KOSIR. 2008


Среди известных художников на триеннале: Ян Фудон — китайский Иоселиани, чьи медленные черно-белые фильмы производят фурор везде, в том числе в Москве; Хуан Йонпин — автор гигантских скульптур с чучелами слонов и т. п.; Зарина Бхимджи (на 11-й «Документе» было ее очень красивое видео про Руанду), Кристиан Янковски (немецкое видео, раньше было очень смешное); ветеранка политического искусства «свободная радикалка» Мария Айххорн; много также участников пока без громких имен.

©  Sang Tan  ⁄  AP

 Toмас Сарацено. Инсталляция «Observatory Air-Port – City», которая будет показана на U-TURN

Toмас Сарацено. Инсталляция «Observatory Air-Port – City», которая будет показана на U-TURN


Русское участие в Копенгагене

На открывающейся 5 сентября копенгагенской квадриеннале современного искусства U-TURN все более традиционно, и особенно претензия на радикальный поворот (о чем должно говорить название). Тут поневоле засомневаешься: что же, эта квадриеннале так и будет поворачиваться по команде «кругом» каждые четыре года?

©  7th Shanghai Biennale

 Aфиша биеннале

Aфиша биеннале

Кураторы все местные, они выиграли конкурс на первый фестиваль современного искусства в Дании, который финансируется муниципалитетом и местными спонсорами. Главная выставка пройдет на огромной пивоварне «Карлсберг», вторая по значению — в арт-центре Nicolaj (где лет 12 назад была хорошая русская выставка, да на этом все и кончилось), более десяти работ будет рассредоточено по городу. Среди них какое-то наверняка грандиозное квазиприродное творение Олафура Элиассона, без которого теперь, по-видимому, никак не обойтись (но он датчанин, куда деться, а также необходимо привлекать туристов). А также рисунки Дана Перьовши www.perjovschi.ro, который тоже везде (он рисовал и в Москве в Башне федерации), но надоел гораздо меньше.

Набор авторов прогрессивный — много политически левых авторов. Среди них, как сейчас часто бывает, умершие гении (бразильский культовый авангардист Хелио Ойтичика и дадаистка Ханна Хёх), а также открытия последней «Документы» (африканский самородок Ромуальд Хазуме, документалистка Хито Штейерль), политические художники и группы (Валид Раад — бывшая Atlas Group www.theatlasgroup.org и группа «Римини-протокол») и вообще восходящие звезды (видео Манон де Боэр и т.п.). Многих можно было увидеть в этом и прошлом году в разделе Art Unlimited на ярмарке Art Basel — это означает, что их представляют крупные галереи.

©  Shanghai Biennale

 Кураторы Шанхайской биеннале Джулиан Хайнен, Чжан Квин, Хенк Слэгер

Кураторы Шанхайской биеннале Джулиан Хайнен, Чжан Квин, Хенк Слэгер


Восточная Европа представлена на удивление широко, хотя и довольно стандартно: ветеран хорватского соц-арта Младен Стилинович; болгарин Недко Солаков, который абсолютно везде; отличный молодой чешский концептуалист Ян Манчушка; тонкий литовский видеохудожник Деймантас Наркявичюс и еще другие. Российские авторы — тоже довольно предсказуемо. Странный славянский концептуализм? — Пепперштейн. Не очень странный международный формализм? — Ирина Корина. Еще менее странный международный политический активизм? — группа «Что делать?» (кстати, тираж газеты, изданной к этой выставке, арестовали в петербургской типографии, о чем можно прочитать здесь).

Взято, что называется, по верхам. Но все-таки взято, что в последнее время большая редкость.

©  Courtesy the artist

 Райнер Ганал. Пересекая мост через залив Ганчжоу – созерцание с Каспаром Давидом Фридрихом (1774 - 1840). Кадр из видеофильма. 2008

Райнер Ганал. Пересекая мост через залив Ганчжоу – созерцание с Каспаром Давидом Фридрихом (1774 - 1840). Кадр из видеофильма. 2008


Местечковый капитализм в Шанхае

8 сентября открывается Седьмая шанхайская биеннале под названием Translocalmotion. Как и многие азиатские биеннале, она пытается фокусироваться не столько на «чистом произведении искусства» для музея, сколько на участии в городской жизни. Все свои темы кураторы (их трое: китаец, немец и голландец) нашли буквально перед носом, на Народной площади перед Художественным музеем, где биеннале и проходит. Его замдиректора и есть главный куратор: у китайцев всё под контролем.

©  www.mediacityseoul.or.kr

 Paul Chan. The 6th light 2007

Paul Chan. The 6th light 2007


Вот эти темы (цитирую): местечковый капитализм; ультрамодернистская архитектура как выражение оптимизма; жажда лучшей жизни, выразившаяся в здании театра и музея градостроительства; а также мелкие лотки городских торговцев. Про всё про это художники делают работы (на площади и в музее). Среди интернациональных авторов, хорошо знакомых в Москве, — поляк Павел Альтхаммер (много раз приезжал), австриец Райнер Ганал (много раз приезжал), немец Клеменс фон Ведемейер (перепахал всех своим фильмом Otjеzd на Первой московской биеннале). А также уже упоминавшаяся документалистка Хито Штейерль, которая находится на огромном подъеме. Как сейчас нередко делают, помимо каталога будет издана книга текстов самих художников (между прочим, немецким издательством Hatje Cantz) — может ли Московская биеннале этим похвастаться?

©  www.mediacityseoul.or.kr

 Yang Fudong. Jiaers Livestock 2002–2008

Yang Fudong. Jiaers Livestock 2002–2008


Отдел Света в Сеуле

Напоследок можно упомянуть

©  www.mediacityseoul.or.kr

 Олафур Элиассон. Проект с тенью от лампы. 2004

Олафур Элиассон. Проект с тенью от лампы. 2004

еще Пятую Сеульскую биеннале медиаарта, которая открывается 12 сентября. Она, как сообщается, задает фундаментальные вопросы (самое время, на пятой-то биеннале): «Что такое медиаискусство?», «Какова разница между традиционным искусством и медиаискусством?» и т.п. Тема биеннале — Turn and Widen (что-то вроде «Крутись и расширяй» — похоже на указания по ведению бизнеса, чему многие медиахудожники обычно и следуют). Среди участников обнаруживаются крупные видеохудожники — Пол Чен (о котором вы могли прочитать прекрасную статью Давида Риффа здесь), тот же Ян Фудон (см. выше), та же Манон де Боэр (см. выше), анимация знаменитого Уильяма Кентриджа, снова вездесущий Элиассон, но также и множество менее известных имен. Россию представляют АES+F (судя по всему, опять с компьютерными детьми) и группа Electroboutique, у которой скоро будет персоналка в Ермолаевском и которая, насколько можно судить, очень даже «крутится и расширяет», отлично продавая свои «поп-критические» игрушки для пользователей телевизоров.

Вся биеннале, как некий сюрреалистический универмаг, делится на Отдел Света, Отдел Коммуникации и Отдел Времени. Правда, разобраться сложно: на сайте пока кликабельны только иероглифы. Но технологический изъян понятен — это же медиабиеннале, черт побери.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Manas· 2008-10-11 21:13:13
    Неправильно затранскрибированы китайские имена. Так, Чжан Квин - Чжан Цин.
    Таблица русской транскрипции:
    http://anime.dvdspecial.ru/Japan/chinese.shtml
Все новости ›