Оцените материал

Просмотров: 7190

Гордон Матта-Кларк в SMS Contemporanea (Сиена)

27/06/2008
Первая большая ретроспектива одного из самых радикально некоммерческих художников ХХ века

©  David Zwirner, Estate of Gordon Matta-Clark. На фото: Гордон Матта-Кларк. Коническое пересечение (фрагмент). 1975

Гордон Матта-Кларк в SMS Contemporanea (Сиена)
Первая большая ретроспектива одного из самых радикально некоммерческих художников ХХ века
Из сериала «Секс в большом городе» мы знаем, что в Нью-Йорке с доступной недвижимостью дела обстоят неважно. Причем давно. В 1970-е проблемная тема вдохновляла художника Гордона Матта-Кларка.

Сын довольно известного сюрреалиста Роберто Матта и американки Анны Кларк добился известности в рамках самого оригинального художественного направления семидесятых — environment art (искусство среды), но вышел далеко за его пределы. Его коллеги занимались превращением окружающей среды в искусство и наоборот. Уолтер де Мария на своей знаменитой выставке наполнил пространство галереи черноземом, а Роберт Смитсон за несколько лет кропотливого труда выложил из камешков «Спираль Джетти». В отличие от них Матта-Кларк был последовательным урбанистом, то есть работал по большей части с городским, политическим и социальным пространством, став пионером чрезвычайно уважаемого ныне жанра — «публичной архитектурной интервенции».

Проблемы обитаемого пространства занимали Матта-Кларка на протяжении всей его недолгой жизни (он умер от рака в 1978-м в возрасте 35 лет). Среди ранних акций Матта-Кларка следует упомянуть «Владения реальности: фальшивая недвижимость» (1974). В результате городского зонирования некоторые участки нью-йоркской земли выставлялись на аукцион, и Матта-Кларк по дешевке (за $25—75) купил самые нефункциональные из них (например, шириной в 30 см и длиной в 30 м) и выставил фотографии с финансовыми документами. Критики посчитали работу остроумным комментарием к ситуации с жильем в Нью-Йорке, эдаким театром абсурда на рынке недвижимости.

Более масштабные проекты Матта-Кларк создавал с помощью электропилы, долота и кирки. Он выбирал дома, предназначенные к сносу, и вырезал в них разнообразные геометрические фигуры — минимализм наоборот. Художник придумал и специальный термин для своих пространственных скульптур — nonument (от слов «monument» — памятник и приставки «non»). В частности, Матта-Кларк проделал конусообразную дыру в здании XVIII века, предназначенном к сносу в Париже («Конусообразный врез», 1975). На месте здания построили один из крупнейших музеев современного искусства, известный как Центр Помпиду.

Выставка в сиенском Центре современного искусства Санта-Мария делла Скала показывает очень красивые фотографии акций и инсталляций Матта-Кларка, а также почти полную его фильмографию. Это первая крупная ретроспектива Матта-Кларка в Европе. Открытие приурочено к переезду Центра в палаццо делле Папессе, поближе к главной достопримечательности Сиены — готическому собору.

6 июня — 18 октября

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • mastridia· 2009-02-26 19:35:43
    ага...первая - в европе! годом раньше была в уитни в НЙ.
Все новости ›