Оцените материал

Просмотров: 43523

Жан-Юбер Мартен, куратор экзотического

Елена Яичникова · 08/09/2009

©  Предоставлено Центром Помпиду

Рисунок на земле, выполненный жителями города Йендуму. Стена, расписанная Ричардом Лонгом. 1987. Работа с выставки «Маги земли»

Рисунок на земле, выполненный жителями города Йендуму. Стена, расписанная Ричардом Лонгом. 1987. Работа с выставки «Маги земли»

По словам Мартена, это была первая по-настоящему всемирная выставка под лозунгом «Выйдем из гетто западного искусства!». Она демонстрировала, что помимо известного на Западе современного искусства есть и другое — созданное в других частях мира в то же самое время, но по другим принципам. Мартен обращал внимание на географическое, а не историческое измерение и видел в искусстве универсальные темы, к которым обращаются художники всего мира, хотя и по-разному. Главное послание выставки заключалось в призыве пересмотреть традиционные категории и критерии западной системы, которая отвергала религиозное искусство или современные произведения, созданные в других частях света согласно иным правилам, объявляя их ремеслом или народным промыслом. В этом смысле важным было то, что Мартен не стал собирать работы из какого-то одного региона, а организовал совместную выставку художников разного происхождения.

Но, несмотря на свой положительный заряд, выставка «Маги земли» стала, наверное, самой неоднозначной за последние двадцать лет и вызвала шквал критики, очевидным образом спровоцировав недовольство «справа». «Маги земли» проложили дорогу постколониальной критике в современном искусстве, повлекли за собой дискуссии. Интересно, что в дальнейшем развитие этого процесса привело к тому, что выставка воспринималась уже как недостаточно радикальная.

Главной проблемой стал вопрос контекста. Если западные художники в пространстве «белого куба» были как рыба в воде, то произведения других авторов предстали как чужеродные и «экзотичные». Южноафриканский художник, куратор и критик Кендел Гирс (Kendel Geers) по этому поводу заметил: «...этот тип выставочного пространства принадлежит американской и западноевропейской художественной инфраструктуре, а потому и поток культурной информации в конечном счете оказался однонаправленным — от владельцев white cube. Ничего общего с диалогом культур эта выставка не имела, она знаменовала лишь очередной возврат к колониальному мышлению. От незападного художника ждали, что он будет вести себя тихо и уважительно по отношению к организаторам, закрыв глаза на их некомпетентность и скрытый расизм».

©  Предоставлено Центром Помпиду

Чильдо Миерелес. Как строить соборы. 1987. Работа с выставки «Маги земли»

Чильдо Миерелес. Как строить соборы. 1987. Работа с выставки «Маги земли»

Для критиков, видевших в этой выставке проявление новой, культурной зависимости, следствием такого экспонирования стало превращение африканских объектов в просто красивые предметы: вырванные из естественного контекста, они теряли свое содержание и социальные функции, а абстрагирование от политического контекста скрывало их «инаковость», выставляя на первый план лишь формальные качества.
Выставка «Маги земли» затронула еще один болезненный для стран, знавших колониальную зависимость, вопрос: кто обладает правом голоса и суждения? Дело в том, что художников для участия в этой выставке Мартен выбирал сам. И делал он это, согласно замечаниям критиков (среди которых главный на сегодняшний момент специалист по постколониальным вопросам и куратор 11-й «Документы» Окви Энвейзор), на основе чисто западных критериев, выбирая только то, что он считал аутентичным африканским искусством. «Именно здесь на первый план выходит этнографический взгляд — в поисках аутентичного прошлого, в валоризации крайнего различия как способа создать контраст между примитивным и современным».

Однако, как признает тот же Энвейзор, «заблуждения никогда не выйдут наружу, пока мы не попытаемся что-то сделать, и в этом заключается продуктивность этой выставки. Она спровоцировала очень важные критические, исторические и философские дебаты, которые мы сегодня имеем». Выставка «Маги земли» остается важной по сей день и дает материал для размышлений о методах и принципах кураторской работы.


Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • klenov· 2009-09-14 15:47:17
    почему-то не в статье не работают ссылки на русскую википедию
Все новости ›