Оцените материал

Просмотров: 10425

Берлинская Колониале

Мария Сигутина · 01/02/2008
Мария Сигутина о том, как молодые берлинские художники и кураторы нашли новый способ выживания в суровых экономических условиях, получили от этого удовольствие и заодно сделали доброе дело для бедного этнического гетто

©  Мария Сигутина. На фото: Кураторы Art Laboratory Berlin Регинэ Рапп (слева) и Сандра Фриммель (справа)

Берлинская Колониале
Мария Сигутина о том, как молодые берлинские художники и кураторы нашли новый способ выживания в суровых экономических условиях, получили от этого удовольствие и заодно сделали доброе дело для бедного этнического гетто
Встреча с «Колонией Веддинг»

Когда мы только переехали в Германию, моя подруга из соображений экономии поселилась в одном из иммигрантских кварталов Берлина и пригласила нас на новоселье. Возвращаясь поздним вечером, мы с другом пробирались через темные улицы к метро. Несмотря на поздний час, жизнь здесь обычно бурлит: турки пьют чай из стеклянных стаканчиков у входа в дома, арабы перекрикиваются с разных концов улицы, жарятся дёнеры и кебабы, группами перемещаются подростки в капюшонах. Не самый благополучный район Берлина, это уж точно.

Внезапно мы остановились как вкопанные, не веря своим глазам:

– Это что?

– Галерея… – недоуменно ответил мой друг.

Ошибиться было невозможно - перед нами был классический white cube, на стенах концептуальная графика. Испытав легкое культурное потрясение, мы оторвались от витрины и продолжили путь. Буквально в следующем доме – еще одна галерея. Новый блок – еще одна.

– У них даже в таком квартале на каждом шагу современное искусство! – резюмировали мы и мгновенно начали сравнивать с ситуацией на родине. В Москве выставочное помещение формата white cube даже в самом центре города еще надо поискать.

Культурный феномен, на который мы набрели той темной ночью, имеет название – «Колония Веддинг» (Kolonie Wedding). Веддинг – район Берлина, густо населенный выходцами преимущественно из арабских стран. А Колония – это форма плотного сосуществования некоммерческих галерей. По словам одного из организаторов некоммерческого объединения «Колония Веддинг» Йозефа Вильзера, с приходом крупных торговых сетей в Берлине стали закрываться мелкие магазины, расположенные на первых этажах жилых домов. К 2000 году все первые этажи в Веддинге пустовали – жутковатое зрелище. Тогда городские власти предложили провести эксперимент – поместить в пустующие пространства мастерские художников и галереи современного искусства. Этот проект поддержала домоуправляющая компания DEGEWO. С 2002 года она предоставляет художникам и некоммерческим галереям пустующие помещения за весьма умеренную цену, чтобы повысить статус социально проблемного квартала. При этом до туристических мест всего минут семь на метро. А формально Веддинг и вовсе является северной частью самого модного района города – Митте.

Арт-лаборатория Берлин

«Колония Веддинг» объединяет порядка 25 некоммерческих галерей. Большинство из них используются как мастерские и открывают выставки в последнюю пятницу месяца (массовое открытие выставок в Веддинге называется «Колониале»). Но есть и такие, что функционируют исключительно как выставочное пространство и открыты почти каждый день. Такова Art Laboratory Berlin, которой управляют три молодых, но уже известных немецких куратора – Сандра Фриммель, Кристиан де Лютц и Регинэ Рапп. Их некоммерческая галерея обычно показывает объекты, фото- и видеоинсталляции немецких, центральноевропейских и российских художников. Здесь уже выставлялись Группа «ПГ» (Илья Фальковский, Алексей Каталкин и Борис Спиридонов) и Виктор Алимпиев, а в скором времени ожидается выставка Дмитрия Булатова.

©  Мария Сигутина. На фото: Кураторы Art Laboratory Berlin Регинэ Рапп (слева) и Сандра Фриммель (справа)

Берлинская Колониале
25 января 2008 года новая череда пятничных вернисажей ознаменовалась открытием в галерее Art Laboratory Berlin выставки современных чешских медиахудожников «Космополитика». Кураторы этого проекта – Дениса Кера (Denisa Kera) и Павел Седлак (Pavel Sedlak). При том что в Чехии нет традиции в области медиаискусства, современные молодые авторы свободно экспериментируют с трендами и технологиями и фактически создали чешский видеоарт. Участники выставки – Йозеф Бареш, группа Internet Generation, Лин М., Якуп Непраш, Ян Пфайфер, Павел Стерек, Павел Тихонь и Марек Вольман. Большинство авторов интересуются жизнью гибридных сообществ, состоящих из машин и людей.

Проект Павла Стерека Simbiont (2007) представляет собой дерево, оснащенное протезами: капельница вместо корневой системы, солнечные батареи вместо листьев, резиновый мешочек с почвой, насыщенной микроорганизмами, вместо плода и миниатюрная карта памяти вместо семян плода. Дерево-робот – автономная самовоспроизводящаяся система, развитие которой контролируется специальными датчиками. Автор утверждает, что искусственный плод – это «новое райское яблоко», а дерево в целом символизирует интимные и сбалансированные взаимоотношения между природой и техникой, естественным и искусственным.

©  Мария Сигутина. На фото: Павел Стерек. Simbiont, 2007: дерево-робот; Павел Стерек. Simbiont, 2007: схема функционирования плода дерева-робота

Берлинская Колониале


Ян Пфайфер в своем проекте Short Cuts при помощи Google-Maps исследует, как люди во всем мире прокладывают более короткие дорожки там, где официальные дороги, проложенные властями, недостаточно

©  Ян Пфайфер. Short Cuts, 2007

Берлинская Колониале
эргономичны. Он провел небольшое исследование относительно того, сколько человек стремятся сократить свой путь за счет самодельных дорожек, а сколько идут по официальному, но более длинному пути. Результаты такого забавного исследования представлены здесь же в форме фотоотчета. Автор рассматривает короткие дорожки как след человеческой повседневной политической активности сопротивления: дороги навязаны людям местными властями, а там, где действия властей оказались неудобными и непродуманными, люди сами вносят изменения в ландшафт мельчайшими, но настойчивыми протестными действиями.

©  Якуб Непраш. «Культуры», 2005

Берлинская Колониале
Видеоинсталляция «Культуры» (2005) молодого и уже довольно известного в Европе художника Якуба Непраши обращается к проблемам урбанизации и экологии. Медиамикрокосм городского жителя изображен как постоянно изменяющийся хаотичный поток движущихся людей и автомобилей, закованных в системы коммуникаций и носителей информации.

©  Мария Сигутина. На фото: Ян Пфайфер (слева) и Павел Стерек (справа) обсуждают произведение Short

Берлинская Колониале


Работа часового механизма

На витрине галереи Uhrwerk (часовой механизм – нем.), которая долгое время была мастерской художника Авдея Тер-Оганьяна, можно видеть надпись, которую оставил известный своими провокационными акциями Александр Бренер: «ГУЛАГ здесь и повсюду». Сейчас здесь творит самый популярный русский художник в Норвегии, участник мастерских в Фурманном переулке – Александр Токарев. Здесь же работает бывший участник московского сквота на Бауманской Владимир Анзельм, которого российский зритель знает по его скульптурам из угля и черно-белым монументальным полотнам по мотивам Второй мировой войны. Сокуратором галереи является Илья Китуп, работавший все в том же Фурманном и галерее в Трехпрудном.

Кредо галереи Uhrwerk – «новая искренность». Кураторы настаивают на том, что в эпоху тотальной коммерциализации искусства, когда имя художника стало брендом, необходимо отыскивать и выставлять искренних художников, которые не воспринимают искусство как бизнес. Следуя этой логике, кураторы провели выставки китчевой живописи и компьютерной манги (автор – немецкая безработная-инвалид Криста Хеллер), почеркушек из записной книжки африканского летчика Абдулайе и безумной графики канадца Джесси-Ли Вольтера. Среди авторов попадаются и русские имена: только что Uhrwerk представила выставку динамических объектов Андрея Трофимова, которые никогда и нигде до этого не выставлялись. Проект называется Collectors’ Choice, но речь не о том, что именно такие вертящиеся и светящиеся штуки хотел бы приобрести любой уважающий себя коллекционер. Дело в том, что объекты были собраны из всякой всячины - такую технически подкованные мужья на всякий случай годами хранят в гаражах. Художник признался, что всю жизнь переезжает из страны в страну, с места на место, и всегда возит эти объекты с собой, несмотря на то что их совершенно негде хранить и очень сложно транспортировать. Некоторые были сделаны более 15 лет назад, объехали полмира, и, к радости всех посетителей выставки, все-таки дожили до сегодняшнего дня.

©  Мария Сигутина. На фото: Андрей Трофимов. Объект. Без названия, 2006; Андрей Трофимов. Объект. Без названия, 1994

Берлинская Колониале


©  Посетители выставки разглядывают объекты Андрея Трофимова (1993, 2002); Посетители выставки в галерее Uhrwerk, художник Илья Китуп (справа)

Берлинская Колониале


Колбасные изделия

Atelier Elena Kolbasina было самым популярным местом среди посетителей «Колонии Веддинг» в эту пятницу. Ведь выставка была посвящена колбасе! Сосиски и колбаски вообще популярная тема в Германии, но впервые она была удостоена такого пристального внимания современных художников. Здесь колбаски летели из ада в рай, прорывались сквозь холст, маскировали подглядывающие устройства, были нарисованы, сшиты, сфотографированы, сняты на видео и даже выложены из мозаики.

©  Мария Сигутина. На фото: Григорий Энтэс, видеоинсталляция, 2008; Елена Колбасина, куратор

Берлинская Колониале




Деконструкция

Немецкие художники и кураторы галереи Werk-Raum (техническая мастерская) Йозеф Вильзер и Майкл Пинтер приготовили к вернисажу сюрприз. Они распилили системный блок компьютера, расщепили его с помощью молотков и выставили на всеобщее обозрение видео, на котором можно наблюдать сам процесс. Проект называется Computer Pathology: компьютер сломался, и его решили починить. А чтобы починить, сначала нужно было разобрать. На выставке также можно было увидеть останки компьютера.

Художественное сообщество «Колонии Веддинг» не менее культурно и национально пестро, чем сам квартал. «Мы считаем, что для людей творческих профессий очень полезно жить и работать в мультикультурной среде», – говорит организатор «Колонии Веддинг» и куратор Йозеф Вильзер. Его мысль подтверждает художник Александр Токарев: «В буржуазном районе художнику делать нечего». При этом теперь в Веддинге стали бывать известные кураторы, искусствоведы, журналисты и даже коллекционеры, что сложно было себе представить еще несколько лет назад. По словам организаторов, жители Веддинга с нетерпением ждут последней пятницы месяца, потому что в день вернисажа сюда приезжает много новых людей и границы замкнутого иммигрантского социокультурного пространства немного приоткрываются.

26 января 2008
Берлин

Фотографии автора

 

 

 

 

 

Все новости ›