Неконвертируемость – когда нечто не может быть транслировано через глобальные структуры – для меня тоже своего рода успех.

Оцените материал

Просмотров: 15272

Письмо из Венеции: партиципаторность и ее охраняемые границы

Диана Мачулина · 17/06/2011
ДИАНА МАЧУЛИНА о двух русских проектах в Венеции

Имена:  Андрей Монастырский · Дмитрий Пригов

©  Диана Мачулина

Письмо из Венеции: партиципаторность и ее охраняемые границы
В Венеции я почувствовала, что нам есть чем гордиться. Это не то же самое чувство, что у футбольных фанатов, — они это делают вопреки здравому смыслу, а у меня был реальный повод.

Но дело не в Российском павильоне — там при самом замечательном выборе художников и куратора что-то не состыковалось. Будто бинокль по ошибке поднесли обратной стороной к глазам. Для Венеции любой художник, избранный представлять страну, старается сделать нечто самое масштабное в своей жизни, а тут великий Монастырский был «недопоказан». Не знаю, почему так.

Может быть, та высокая степень участия, которая отличала опыт переживания «Поездок за город», просто не может быть показана как «партиципаторность», о которой в отношении работ группы «КД» пишет в каталоге искусствовед Клер Бишоп. Это понятие, предполагающее участие зрителей, слишком широкое — его можно применить и к примитивным явлениям вроде работы в главном павильоне, где авторы, скрывающиеся под псевдонимом Норма Джин, предлагают всем лепить из трех блоков пластилина цветов египетского флага все, что им заблагорассудится. И ведь лепят, как в детском саду по команде воспитателя.

©  Диана Мачулина

Письмо из Венеции: партиципаторность и ее охраняемые границы
Вероятно, просто времена изменились так, что реконструировать тот опыт невозможно. В павильоне есть версия акции «Время действия» 1978 года. Тогда двадцать участников, стоя на краю подмосковного поля, тянули за конец веревки, идущей из дальнего леса. Там была спрятана бобина с семью километрами веревки, но конец ее не был закреплен. И в конце концов он оказался в руках у акционистов. Совсем не по правилам модного искусства, где если уж потянешь за веревочку, то обязательно выдернешь какой-нибудь впечатляющий улов.

Версия с вытягиванием в павильоне была принципиально иной. Маленькая дырочка в стене, оттуда уже вытянуто много, и веревка лежит спутанными витками на полу. Но дырочка маленькая, и очевидно — оттуда не вытянешь ничего, кроме самой веревки. Никаких ожиданий не рождается. А значит, и не будет того просветления, которое наступает, когда ты что-то приближаешь к себе, ждешь его, а оказывается — это всего лишь конец.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • kustokusto· 2011-06-18 02:10:15
    Спасибо за "партиципаторность " - а то лохи наседают - "дискурс" и "нонспектакулярность" их уже не берут - а Делёза , как назло - прочитали. Но нам - потомственным либералам с детства - теперь будет ( с вашей помощью) чем крыть. Отобьёмся.
  • yuri· 2011-06-18 15:21:09
    Отличный текст
  • ekart· 2011-06-21 15:57:18
    Какой замечательный текст! Было бы классно, если бы Диана была здесь постоянным автором))
  • eugenioart-1· 2011-06-22 23:15:53
    текст хорош особенно употреблением слова "великий" перед словом "монастырский" в контексте провала русского павильона ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ, в том числе и "партиципаторности", о которой, собственно, статья. предлагаю с этими двумя словами произвести возможные партиципаторские эксперименты. вижу массу вариантов...
  • DiMa· 2011-06-23 12:55:28
    Г-н (г-жа) eugenioart-1! От того, что русский павильон оказался слишком «герметичным», как сформулировал один русский художник, ныне уже зарубежный – Монастырский великим быть не перестает. И это не значит того, что его творчество не может быть транслировано западному зрителю. Он же своей работой «Гёте» герметично упаковал, замечательно «проглотил» огромный павильон на Документе. Но Венеция и Документа – большая разница. Кстати, я видела людей, которые сочли, что и на Документе у Монастырского работа не получилась. Две немки тыкали в звоночек в начале экспозиции, а он молчит, и они ругались – «Опять у русских ничего не работает!» А дело в том, что звонит то он в конце территории выставки. Есть такие зрители, которые слышат звон, да не знают, где он. И, если в названии статьи есть слово «партиципаторность», то это не значит, что текст именно и только о ней.
  • DiMa· 2011-06-23 12:55:53
    Юра, спасибо!!!
  • eugenioart-1· 2011-06-24 02:58:18
    я-то как раз, в отличие от немок, понял, о чем статья(хорошая), но, во-первых, слово "великий" давно лишилось по-русски всякого смысла, поупотреблявшись по поводу всего и везде, поэтому я не о смысле, а о словах, т.е. о материале, которым художник, назвавшийся словом "монастырский" пользоваться никогда не умел(или не понимал, что это важно) в отличие от художника кабакова, который, если рисует делегатов-депутатов и прочих, то не маслянистыми красками на "репинском" холсте, а эмалью малярной на сраном оргалите, что "убедительно" (извините за другие затасканные буквы) и даже "гениально" приделывая к ним еще и какие-то хуевинки бумажные. тенденция "партии" выдвинуть вышеобозначенного "великим" на место ангелоокрыленного и воспарившего (и отбившегося от рядов) поэтому невразумительна, также, как и бубнениеневнятное вышеобозначенного. чтобы не тупить: русские водители все время при закрытых окнах машины ругаются на соседей по полосе за их проделки. ругаясь открыв окна, они бы сделали шаг к тому, чтобы превратить бубнение в спертом воздухе салона аутомобиля в летающие слова, будучи услышанными, превратили бы слова в материал, а получив чего-нибудь в ответ, может и в смысл. это чтобы вы не думали, что я только про холст репинский как материал пизжу. из оставшихся в "партии" материалом умеет(и хорошо), по моему, пользоваться только благодаренный вами мой и ваш приятель юра, а остальные даже и не думают об этом, потому, что "низко". поминавшемуся водителю же тоже важно быть "герметичным". но вернемся к предложенной мной "партиципаторности"(позволил вот себе на основании заглавия статьи вашей хорошей): думаю еще раз, что масса вариантов, и не только от "стоял гаврила с гангреной" до гениального приговского милицанера можно поучаствовать-то с "великий" и "монастырский". а вы?
Все новости ›