Неконвертируемость – когда нечто не может быть транслировано через глобальные структуры – для меня тоже своего рода успех.

Оцените материал

Просмотров: 10533

Письмо из Венеции: партиципаторность и ее охраняемые границы

Диана Мачулина · 17/06/2011
ДИАНА МАЧУЛИНА о двух русских проектах в Венеции

Имена:  Андрей Монастырский · Дмитрий Пригов

©  Диана Мачулина

Письмо из Венеции: партиципаторность и ее охраняемые границы
В Венеции я почувствовала, что нам есть чем гордиться. Это не то же самое чувство, что у футбольных фанатов, — они это делают вопреки здравому смыслу, а у меня был реальный повод.

Но дело не в Российском павильоне — там при самом замечательном выборе художников и куратора что-то не состыковалось. Будто бинокль по ошибке поднесли обратной стороной к глазам. Для Венеции любой художник, избранный представлять страну, старается сделать нечто самое масштабное в своей жизни, а тут великий Монастырский был «недопоказан». Не знаю, почему так.

Может быть, та высокая степень участия, которая отличала опыт переживания «Поездок за город», просто не может быть показана как «партиципаторность», о которой в отношении работ группы «КД» пишет в каталоге искусствовед Клер Бишоп. Это понятие, предполагающее участие зрителей, слишком широкое — его можно применить и к примитивным явлениям вроде работы в главном павильоне, где авторы, скрывающиеся под псевдонимом Норма Джин, предлагают всем лепить из трех блоков пластилина цветов египетского флага все, что им заблагорассудится. И ведь лепят, как в детском саду по команде воспитателя.

©  Диана Мачулина

Письмо из Венеции: партиципаторность и ее охраняемые границы
Вероятно, просто времена изменились так, что реконструировать тот опыт невозможно. В павильоне есть версия акции «Время действия» 1978 года. Тогда двадцать участников, стоя на краю подмосковного поля, тянули за конец веревки, идущей из дальнего леса. Там была спрятана бобина с семью километрами веревки, но конец ее не был закреплен. И в конце концов он оказался в руках у акционистов. Совсем не по правилам модного искусства, где если уж потянешь за веревочку, то обязательно выдернешь какой-нибудь впечатляющий улов.

Версия с вытягиванием в павильоне была принципиально иной. Маленькая дырочка в стене, оттуда уже вытянуто много, и веревка лежит спутанными витками на полу. Но дырочка маленькая, и очевидно — оттуда не вытянешь ничего, кроме самой веревки. Никаких ожиданий не рождается. А значит, и не будет того просветления, которое наступает, когда ты что-то приближаешь к себе, ждешь его, а оказывается — это всего лишь конец.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • kustokusto· 2011-06-18 02:10:15
    Спасибо за "партиципаторность " - а то лохи наседают - "дискурс" и "нонспектакулярность" их уже не берут - а Делёза , как назло - прочитали. Но нам - потомственным либералам с детства - теперь будет ( с вашей помощью) чем крыть. Отобьёмся.
  • yuri· 2011-06-18 15:21:09
    Отличный текст
  • ekart· 2011-06-21 15:57:18
    Какой замечательный текст! Было бы классно, если бы Диана была здесь постоянным автором))
Читать все комментарии ›
Все новости ›