Оцените материал

Просмотров: 18453

Роберт Смитсон. Spiral Jetty

Давид Рифф · 04/02/2008
Знаменитый объект художника Роберта Смитсона – Spiral Jetty на берегу Большого Соленого озера – оказался под угрозой уничтожения. В этом районе планируется разработка нефтяных месторождений, и трубопроводы пройдут по виткам 500-метровой базальтовой спирали. Давид Рифф составил информационный коллаж, посвященный творчеству Роберта Смитсона

Имена:  Роберт Смитсон

©  toolshed4. На фото: на пути к Spiral Jetty  ⁄  flickr

 Роберт Смитсон. Spiral Jetty
Знаменитый объект художника Роберта Смитсона – Spiral Jetty на берегу Большого Соленого озера – оказался под угрозой уничтожения. В этом районе планируется разработка нефтяных месторождений, и трубопроводы пройдут по виткам 500-метровой базальтовой спирали. Давид Рифф составил информационный коллаж, посвященный творчеству Роберта Смитсона
Wikipedia:

Spiral Jetty («Спиральная дамба») – объект ленд-арта, созданный в 1970 году. Он выстроен из грязи, земли, воды, кристаллов соли и обломков базальта на северо-восточном берегу Большого Соленого озера у нефтяного месторождения Розел Пойнт (Rozel Point) в штате Юта. Spiral Jetty уходит в озеро закрученной против часовой стрелки спиралью длиной в четыреста пятьдесят метров и шириной в пять.

Spiral Jetty считается главным произведением американского скульптора Роберта Смитсона (Robert Smithson).

В 1964 году Смитсон впервые заявил о себе как о художнике, исповедовавшем модный в те времена минимализм. Вскоре он примкнул к движению Primary Structures («Первичные структуры») и кругу художников, среди которых были Нэнси Холт (Nancy Holt, впоследствии стала его женой), Роберт Моррис (Robert Morris) и Сол Льюитт (Sol LeWitt). В своих эссе и рецензиях, которые публиковались в журналах Arts Magazine и Artforum, Смитсон призывал обращаться с искусством с математической беспристрастностью.

©  toolshed4. На фото: на пути к Spiral Jetty  ⁄  flickr

 Роберт Смитсон. Spiral Jetty
В 1967 году Смитсон начал исследовать промышленные зоны в окрестностях Нью-Джерси. Вид огромных экскаваторов, самосвалов, перевозящих тонны земли и камня, приводил его в восторг. В одном из своих эссе он сравнивал это зрелище с великими памятниками древности. Под впечатлением от них Смитсон создал серию объектов под общим названием «не-места» (non-sites) Джеймса Балларда , в которых собранные художником камни и земля экспонировались в галерее как скульптуры, нередко в сочетании со стеклами и зеркалами. Начиная с 1969 года Смитсон воплощает в жанре ленд-арта концепции, почерпнутые у Уильяма Берроуза (William S. Burroughs), Джеймса Балларда (J.G.Ballard) и Джорджа Кублера (George Kubler).


Роберт Смитсон, Art Forum, 1972 :

«Я за искусство, трактующее прямое воздействие стихий в том виде, в котором они существуют день за днем вне какой-либо репрезентации. Парки, в которых часто расположены музеи, изолируют искусство, низводя его до объектов формального наслаждения. Объекты в парке предполагают статический покой, а не диалектику. Парк – это законченный ландшафт для законченного искусства. Парк несет в себе ценности окончательного, абсолютного и священного.
Диалектика не имеет к этим понятиям никакого отношения. Я говорю о диалектике природы, которая проявляется во взаимодействии физически антагонистичных природных сил в их изначальном естестве – и в безмятежном спокойствии, и в яростном шторме. Парк идеализирует природу, которая в реальности не идеальна. Природа не развивается по прямой, ее путь – это путь расползания, растекания, которому нет конца.

Когда законченную скульптуру XX века помещают в сад XVIII века, ее поглощает идеальная репрезентация прошлого, воскрешая давно уже не существующие политические и социальные ценности. Многие парки и сады – это попытки воссоздать потерянный рай, а не диалектические локусы настоящего. Парки и сады живописны уже благодаря самому своему происхождению – ландшафты же создаются из природных материалов, а не пишутся красками. Декоративные идеалы, окружающие даже «дикие» национальные парки, проникнуты тоской по небесному блаженству и вечному покою.

©  mbuitron. На фото: Spiral Jetty с высоты птичьего полета  ⁄  flickr

 Роберт Смитсон. Spiral Jetty
Помимо идеальных садов прошлого и их современных эквивалентов – национальных парков и больших городских парков – существуют более инфернальные ландшафты: шлаковые отвалы, заброшенные карьеры, загрязненные реки. Благодаря неумолимой тяге к идеализму – как чистому, так и абстрактному – общество не имеет ни малейшего представления о том, что с ними делать. Никому не придет в голову отправиться отдыхать на свалку. Наши этические представления, связанные с ландшафтом, – особенно в стране вечного детства, называемой миром искусства, – замутнены всевозможными абстракциями и концепциями».


Фридрих Энгельс, «Диалектика природы», 1883:

«Но все, что возникает, достойно гибели. Пройдут миллионы лет, народятся и сойдут в могилу сотни тысяч поколений, но неумолимо надвигается время, когда истощающаяся солнечная теплота не сумеет уже растапливать надвигающийся с полюсов лед, когда все более и более скучивающееся у экватора человечество перестанет находить и там необходимую для жизни теплоту, когда постепенно исчезнет и последний след органической жизни, и земля – застывший, мертвый шар, подобно луне – будет кружить в глубоком мраке по все более коротким орбитам вокруг тоже умершего солнца, на которое она наконец упадет.

Другие планеты испытают ту же участь, иные раньше, иные позже Земли; вместо гармонически расчлененной, светлой, теплой Солнечной системы останется холодный, мертвый шар, продолжающий идти своим одиноким путем в мировом пространстве. И судьба, постигшая нашу Солнечную систему, должна раньше или позже постигнуть все прочие системы нашего мирового острова, должна постигнуть системы всех прочих бесчисленных мировых островов, даже тех, свет от которых никогда не достигнет земли, пока еще существует на ней человеческий глаз, способный воспринять его».

©  mbuitron. На фото: Spiral Jetty – вид с берега  ⁄  flickr

 Роберт Смитсон. Spiral Jetty



Мерлин Карпентер (Merlin Carpenter), Spex, 1997:

«Смитсон предлагает художнику начать наносить на карту «выцветший, раздробленный» энтропией мир, который его окружает. Он предлагает художнику взаимодействовать с реальными условиями производства, но через «нижние уровни подсознания», «океаническую», Нил-Янговскую эстетику. Призыв Смитсона по сути так и не был услышан, и большинство художников, подверженных влиянию минималистического или концептуального искусства, идут в противоположном направлении, одомашнивая символы радикализма, встраивая их в интерьер правящих классов. Но и это мы, возможно, должны поставить в упрек Смитсону».


©  CRYoung. На фото: Spiral Jetty  ⁄  flickr

 Роберт Смитсон. Spiral Jetty


Ссылки по теме:
Слайд-шоу Red на Flickr
Слайд-шоу mbuitron на flickr

 

 

 

 

 

Все новости ›