Оцените материал

Просмотров: 22898

Студент не должен быть «глуп, как живописец»

Елена Яичникова · 04/05/2009
Страницы:
Как проходят именно ваши занятия?

— Я вот уже более трех лет предлагаю своим студентам следующий пакет, который уравновешивает теорию и практику, что, на мой взгляд, очень важно. Во-первых, это лекции по истории видеоискусства — с самых истоков, то есть с 1963 года, до современных работ. Поскольку в непосредственной близости от школы находится ZKM (Центр искусства и медиатехнологий и Музей нового искусства Карлсруэ. — OS) с прекрасным собранием видеоискусства, которым я могу неограниченно пользоваться, мы посмотрели всего Наумана, Аккончи, Фостелла, Абрамович / Улай, Вали Экспорт и др. Очень часто это довольно редкие работы, которые знакомы только по отдельным кадрам в каталогах. Во-вторых, семинар, на котором мы обсуждаем студенческие работы. В-третьих, индивидуальные беседы. В-четвертых, программа гостевых воркшопов с приглашенными мною кураторами, искусствоведами и художниками на темы, которые я считаю целесообразным углубить. Некоторые примеры: Мартин Арнольд (экспериментальные фильмы / работа с найденными кинопленками — found footage), Марлен Харинг (искусство перформанса и видео), Джастин Хоффманн (музыкальные видеоклипы как симптоматичный формат), Клаудиа Спинелли (Claudia Spinelli) (искусство и документализм), Антонио Джеуза (история российского видеоарта), Аня Кассер  (концептуальное и перформативное искусство Центрально-Восточной и Южной Европы конца 1960-х — начала 1970-х), Ирина Яшкова (актуальное видеоискусство в России) и т.д. Подробнее здесь.


Раз в семестр мы разрабатываем конкретный выставочный проект. Последний раз таким проектом было наше участие в Московской биеннале молодого искусства летом 2008 года, а в этом семестре мы делаем выставки в Вене. Это очень важный опыт — работа с определенным пространством, конфронтация с публикой, сроки. И, наконец, экскурсии на биеннале, «Документу», «Манифесту» и т.д.

— Как проходят обсуждения в классе? Что вызывает споры?

— Интересно, что в Германии культура дискуссий отличается от австрийской. Если в Венской академии, где я училась, из студентов, в том числе и из меня, невозможно было выжать ни слова, то в Германии, когда во время первых лекций я слишком быстро перешла с одного примера на другой, один студент воскликнул: «Стоп, стоп, мы это еще не успели обсудить!» Мы активно обсуждаем как произведения классиков, так и работы студентов. Последний долгий спор вызвала работа, в которой мой студент смастерил на кухне бомбу из самых обычных ингредиентов по рецепту, найденному в интернете, и заснял это на видео. Мы часами беседовали о том, что это значит в эпоху борьбы с терроризмом, как назвать, как смонтировать и т.д.

— Критикуете ли вы работы студентов?

— Да, критикую, хотя это довольно нелегко и уже пару раз доходило до слез. Я считаю своим долгом быть честной в оценке работ студентов, как, впрочем, и своих друзей. Иначе непонятно, зачем студентам вообще тратить время на учебу. Я также даю конкретные советы: а ты знаешь этого художника? а ты читал это? и т.п.

— Как вы реагируете, когда студент заявляет, что он будет работать, например, в рекламе и художником быть не собирается?

— У меня был один случай, когда очень талантливый студент стал заигрывать с идеей работы в рекламе. Я быстро пресекла эту попытку.

— Представляют ли собой студенты «счастливое сообщество» или собрание соревнующихся индивидов?

— Есть и то, и другое. Это полностью зависит от преподавателя. Создать в классе продуктивную дружескую атмосферу — это его задача. Когда я поступила в академию в Вене, как раз были созданы новые классы, и я могла наблюдать их параллельное развитие. В нашем классе мы радовались успехам друг друга и по возможности помогали друг другу, а в параллельном царила атмосфера зависти и непродуктивной конкуренции.

Существуют ли в школах механизмы подготовки студентов к профессиональной жизни и какие?

— Интерес галеристов и кураторов к учащимся очень большой. Есть реальный шанс быть замеченным. На дипломные выставки галеристы приходят, можно сказать, с торговыми тележками…

Были ли у вас студенты, которые прославились после школы?

— Есть несколько очень, на мой взгляд, перспективных студентов, и я поддерживаю их, как могу, но, поскольку я получила пост преподавателя в Карлсруэ всего лишь три с половиной года назад, у меня пока не было выпускника, о котором я могла бы сказать: «Вот он у меня начал учиться и защитил диплом». Время обучения в среднем 4—5 лет. Посмотрим.


Другие материалы раздела:
Мэтью Баун. Не важно, плохо или хорошо: Дэмиен Херст в PinchukArtCentre, 01.05.2009
Валерий Леденев. Перформанс группы Tajiks-art в клубе «Солянка», 30.04.2009
Оксана Саркисян. Три куратора в поисках мировых стандартов, 30.04.2009
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • molochnikov· 2009-05-13 09:38:04
    в статье описано обучение художника как менеджера по продажам...социальные контакты...аргументация своих работ - как подача бизнес плана...странная реплика "провокатора" Марселя Дюшана...постоянно хожу на студенческие выставки в Берлинский университет и постоянно вижу "неуверенные работы" без своего "лица"...в том числе и медиа проекты...многие студенты делающие видео не знают даже истории кино...а про работы даже говорить не буду...

    хотя техническое оснащение немецких вузов первоклассное...
  • eckold· 2010-09-14 17:27:37
    как это верно. про "неуверенные работы" в комментарии. и про то, что чудовищно необразованы молодые художники, незнание истории видео-арта обычное среди них явление. отстаивать и аргументировать свои работы - да, необходимо - но на каком уровне ведутся эти дискусси в немецких вузах...! на очень низком...
Все новости ›