Оцените материал

Просмотров: 45401

«В коллективе все ясно. А личное — это область сомнений»

Екатерина Дёготь · 14/04/2009
ОДИН ЗА ВСЕХ, ВСЕ ЗА ОДНОГО

Ты это прекрасно описал, но все же вы как раз этого не делаете. Вы позиционируете себя очень строго на территории художественных институций и сейчас еще — в интернете, но тоже не в качестве массового боевого листка, а в качестве узкоспециализированного, чисто художественного… Вообще, есть ли какое-то противоречие между этим пониманием искусства как публичной деятельности и тем производством уникального продукта для частного потребителя, продукта элитарного по своей природе (в чем некоторые находят гарантию его политической независимости), которым все-таки каждый из вас занимается в своем личном творчестве?

©  Р.Э.П.

Контрабанда. Акция. 2007

Контрабанда. Акция. 2007

— Когда «Р.Э.П.» еще состоял из двадцати человек, то выставки группы — это были тематические выставки индивидуальных работ каждого из членов. Потом, когда мы сформировали группу из шестерых и сформулировали стратегию, группа стала работать как коллективный автор, но при этом никто не оставил свое личное творчество. В групповом было все более или менее ясно, а то, что не было ясным, сразу же обсуждалось и таким становилось. Была полная проговоренность всего, а в индивидуальное выливалось то, что не реализовывалось в групповом. Может, даже какие-то моменты фрустрации выходили через этот личный дневник.

То есть личное — это была область сомнений.

— Да, именно так. Но недавно мы провели ревизию, кто в последнее время чем занимается, и стало видно, что индивидуальные работы каждого сместились в том же направлении, в котором идет и групповая работа. И я думаю, что через некоторое время эта разорванность, эта шизофрения уйдет, и будет очень гармоничное взаимодополнение персонального и коллективного. Нам интересен эксперимент в области построения сообществ. Для нас вообще сейчас важен скорее не поиск союзников среди носителей какой-то сформировавшейся идентичности. Скорее важно формирование собеседников, чтобы они в ответ формировали нас. Если я являюсь носителем некоей твердой позиции и прихожу к носителю другой твердой позиции, чтобы заключить с ним ситуативный альянс, это кажется не таким важным и не таким перспективным, как обсуждать с очень разными людьми какие-то экспериментальные возможности совместимости.

И вот для этого вы создали проект «Худсовет»?

— Мы не создали, мы инициировали. И мы, надеюсь, совсем скоро точно так же растворимся в нем, как индивидуальные идеи и инициативы членов «Р.Э.П.» растворились в работе группы. Но раствориться — я не имею в виду перестать быть творческой единицей, скорее стать собеседниками. «Худсовет» — это кураторская группа. Он начал работу во второй половине прошлого года. Мы пригласили людей разных дисциплин, в основном нашего возраста, — архитекторов, политических активистов, сотрудников художественных институций, теоретиков литературного перевода, художников. И в этом кругу мы обсуждаем, какие выставки, какие инициативы и программы являются на данный момент действительно нужными. У нас в одной из дискуссий всплыл термин «искусство, которого не хватает». И нам захотелось произвести такие художественные высказывания, которых не хватает на художественной сцене. Пока «Худсовет» функционирует как дискуссионный клуб, а первая выставка, я думаю, будет в мае. Она будет называться «Взгляды».

Хотела еще спросить про интернет-газету «Зомби».

— Газета «Зомби» задумана нами с немецкой художницей Ингой Цимприх где-то около полутора лет назад. Известно, что большая часть постсоветского современного искусства — никакое не актуальное искусство, а художественный промысел в стиле contemporary art. Подражание непонятым западным моделям, просто имитации. Нам показалось важным осмыслить само понятие актуальности, как «актуальное» соотносится с «новым». Может быть, текст 1995 года гораздо более актуален, чем рецензия на последнюю выставку. Инга вовлекла Зонке Хальмана, очень интересного гуманитарного теоретика, также из Берлина, и мы придумали «Зомби», который является чем-то средним между конвенциональной газетой и художественным проектом. Мы сопоставляем там тексты, создаем из них композиции, мы их коллажируем так, чтобы они в своих отношениях открывали некие смыслы. «Зомби» будет существовать в режиме тематических выпусков, каждый будет еще дополнительно пополняться, после того как был открыт. Вне темы будут обзоры разных событий или региональных художественных сцен.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • sasha_ditmar· 2009-04-15 19:30:43
    Первый из вменяемых "молодых", о котором написал опенспейс.
    Однако вся эта институционализованность левоты многое опошляет.
Все новости ›