Оцените материал

Просмотров: 20414

Антон Корбайн: «Больше никаких реальных историй»

Илья Миллер · 25/03/2008
В российский прокат выходит фильм именитого рок-фотографа и клипмейкера Антона Корбайна «Контроль», посвященный трагической судьбе Йена Кертиса, лидера важной манчестерской пост-панк-команды Joy Division. Накануне премьеры Илья Миллер обсудил с Корбайном его главные творческие принципы, успехи и неудачи, а также таинственную миссию Кертиса, которую собрался закончить Боно

Имена:  Антон Корбайн

©  Артем Прокудин

Антон Корбайн: «Больше никаких реальных историй»
— Вы начинали свою карьеру музыкального фотографа со съемок на концертах Joy Division. Поэтому то, что свой первый полнометражный фильм вы посвятили солисту этой группы Йену Кертису, выглядит закономерным шагом.

— Вероятно, но долгое время я так не считал. Я прочел массу сценариев о Joy Division, и мне каждый раз казалось, что не гожусь для такой работы. До тех пор, пока меня не попросили снять фильм по книге вдовы Йена Деборы Кертис. Я прочел ее и понял, что у меня получится, ведь я лично знал Йена, и музыка Joy Division много значила для меня.

— Судя по фильму, вам доставило большое удовольствие воссоздание в кадре конца 1970-х.

— Да, в Англии это не так сложно — большинство мест сейчас выглядят так же, как и в семидесятые.

Joy Division — для масс это все-таки малоизвестная группа. Думали ли вы о том, как их популярность отразится на интересе к фильму?

— Ну, по крайней мере, у Joy Division есть одна всем известная песня — «Love Will Tear Us Apart». Но это не столь важно, потому что «Контроль» — это не фильм о Joy Division. В его основе лежит очень человеческая история. Тут скорее возможен другой вариант: поскольку «Контроль» — это фильм не о Joy Division, он поможет группе. Кто-нибудь из зрителей обязательно уйдет после просмотра с ощущением того, что им понравилась музыка группы, о которой они прежде не слышали. И это будет здорово.

— Испытывали ли вы во время съемок фильма давление со стороны фанатов Joy Divison, членов группы или вдовы Кертиса?

— Да, очень сложно снимать кино о ком-то, кто жив, и тем более о том, кто мертв. Я с уверенностью могу сказать, что мой следующий фильм будет абсолютно художественным — больше никаких реальных историй.

— Я тут где-то прочитал, что после суицида Кертиса лидер U2 Боно говорил во всеуслышание, что он намерен довести до конца некую миссию Йена. Вы ведь лично знакомы с Боно — он вам ничего такого не говорил?

— Нет, не говорил, а я не спрашивал. Но я знаю о том, что Боно в свое время очень нравились Joy Division. Кстати, кажется, и я где-то читал про этот факт. Но я не всегда верю тому, что пишут. (Смеется.)

©  Артем Прокудин

Антон Корбайн: «Больше никаких реальных историй»
— Смотрели ли вы «Последние дни» Гаса Ван Сента или «Круглосуточных тусовщиков» Майкла Уинтерботтома? Что вы думаете об этих фильмах, они ведь примерно на ту же тему, что и «Контроль».

— «Последние дни» не смотрел, но собираюсь. А «Круглосуточных тусовщиков» видел — по-моему, это такой групповой шарж на людей, живших в Манчестере 1970-х, и в первую очередь на основателя Factory Records Тони Уилсона. Этот фильм не имеет под собой никакой реальной основы. А сын Тони Уилсона и вовсе сказал мне, что он счастлив, что его отца запомнят таким, каким он показан в моем фильме, а не карикатурным персонажем из «Круглосуточных тусовщиков».

— А как вы считаете, понравилось ли бы Кертису то, как он показан в «Контроле»?

— На этот вопрос трудно ответить. Надеюсь, что да. Вообще-то, я хотел снять понятный фильм, но и все же не такой, чтобы он нравился всем. Я снял фильм, который сам бы хотел посмотреть. Я не подстраиваюсь под чьи-либо запросы. По-моему, кино снимают в первую очередь для себя.

— Вы начали снимать музыкальные видеоклипы еще в начале 1980-х. Как изменился для вас процесс съемок, учитывая произошедший скачок технологий?

— В начале 1980-х все снималось на пленку, так что приходилось работать с монтажерами пленки. Сейчас же все снимают на видео и монтируют тоже в видео, так что изменилось практически все. Я же полностью изменил творческий подход к клипам. В 1980-х я работал как документалист. Сейчас я выдумываю для клипов сюжеты.

— На «цифру» снимаете?

— Мои приоритеты в фотографии не изменились — я не люблю цифру. Разве что на стадии постпродакшна пользуюсь компьютером, чтобы что-нибудь «подкрутить». В кино я использую все — «цифру», 35-мм и 16-мм пленку. Преимущество «цифры» в том, что можно снимать при любом освещении — и когда для пленки слишком светло, и когда темень кромешная.

©  Артем Прокудин

Антон Корбайн: «Больше никаких реальных историй»
— Если просмотреть подряд с десяток ваших клипов, нельзя не заметить, что в них повторяются некоторые темы и образы. Это потому, что вы все сами придумываете и не привлекаете музыкантов к обсуждению идей?

— Да, чаще всего сам, но иногда использую идеи музыкантов, как, например, в клипе Nirvana «Heart-Shaped Box», где многое придумано Куртом Кобейном. Я не пользуюсь чужими сценариями — предпочитаю свои идеи, которые приходят в голову после прослушивания песни: звуки рождают образы. У меня нет времени размышлять над клипом год. Обычно я трачу на это несколько дней, потом беру в оборот лучшую идею и просто начинаю работать. Любая идея годится. Если что, ее можно будет немного видоизменить в процессе съемок. Правда, я уже несколько лет не снимал клипы, так что немного подзабыл, как это делается.

— Между вами и музыкантами бывали какие-нибудь разногласия или недопонимания после съемок?

— Да, оказалось, что Red Hot Chili Peppers были крайне недовольны своим видеоклипом, но они мне об этом так ничего и не сказали. Я узнал об этом случайно — купил в магазине DVD-сборник их клипов, так как там по идее должен был быть и мой клип. Включаю его — а там совершенно другое видео, и они комментируют все это в том духе, что мой клип был совершенно ужасен, вот они и сняли другой. Для меня это стало полнейшим сюрпризом. Почему они мне ничего не сказали?

— Ник Кейв на официальном сборнике ваших клипов тоже говорит, что недоволен вашим видео. Но потом добавляет, что все свои клипы ненавидит.

— Мне почему-то кажется, что он не был недоволен им. Но я специально оставил его комментарий на своем DVD, чтобы люди понимали: не всегда все проходит гладко, режиссеру приходится бороться за свое видение. Мне лично видео для Кейва нравится, а клип для Red Hot Chili Peppers — нет. Поэтому жаль, что они мне ничего не сказали — я бы что-нибудь исправил.

— Если какая-нибудь русская группа попросит вас снять ей клип, какие вы выдвинете условия?

— Во-первых, важно, чтобы мне понравилась песня, ну и чтобы музыканты были симпатичными. А вообще, много условий: есть ли у меня свободное время — на клип уйдет две-три недели, не меньше, каков бюджет, то-сё. Я отказался от гораздо большего количества клипов, чем снял.

— Как у вас получается сочетать свободный творческий подход к съемкам и коммерческую сторону дела?

— Каким-то образом у меня это получается довольно неплохо. У меня есть чутье, что есть произведение искусства, а что нет, или что в данный момент модно, а что — нет. Большинство клипов я снял для того, чтобы их крутили по MTV, а не для абстрактной красоты, и не стыжусь этого. Бывали и промашки: например, я снял клип для Джонни Кэша с участием Кейт Мосс, который считаю одним из своих шедевров, но его так никто и не увидел. Потому что руководство MTV тогда посчитало, что показывать Джонни Кэша — это не круто.

— Зато теперь его наверняка можно посмотреть на YouTube.

— С одной стороны, хорошо, что он теперь доступен. А с другой — в таком крошечном окошке и при таком разрешении пропадают все детали. А я большое внимание уделяю каждой детали в своих работах. Я всегда боролся и продолжаю бороться за качество. В частности, поэтому я никогда не скачивал из Сети ни музыки, ни фильмов. Я принципиально все покупаю в магазинах. Скачивать — это какое-то безумие.

©  Артем Прокудин

Антон Корбайн: «Больше никаких реальных историй»

 

 

 

 

 

Все новости ›