Оцените материал

Просмотров: 10235

Вернисажи недели. 12—18 января

12/01/2009
Героический Кара-Караев в профиль, как будто это было вчера. Неужели Таиру Салахову восемьдесят?

©  Анхель Орензанц

Вернисажи недели. 12—18 января
12 января, понедельник, 19.00, Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25

Анхель Орензанц. Невесомость

Для тех, кто за две недели умучился без вернисажей и готов уже на все. Первая выставка сезона — ретроспектива испанского скульптора, явно несколько «самопровозглашенного». Он начал работать в 1970-е годы и уже в 1976 году открыл свой музей в Испании. В 1986 году он купил заброшенную синагогу в Нью-Йорке и превратил ее в выставочный зал и центр перформанса, причем и службы возобновил. Многие работы Орензанц в последние годы показывал как альтернативу венецианской биеннале — и они привлекали массовую публику. Он, впрочем, этой самопровозглашенности не скрывает и называет свои работы «скульптурными интервенциями». В 2003 году он исполнил такую «интервенцию» на Дворцовой площади к 300-летию Петербурга, причем — ох, ох — совместно с Михаилом Шемякиным. В 2004 году его выставка проходила в ГМИИ имени Пушкина, а в 2006-м — в Русском музее. Все это, судя по всему, оплачивает он сам.

Как сообщается, проект «Невесомость» предполагает создание некоего пространства сна при помощи абстрактной скульптуры, графики, инсталляций и видеодокументации перформансов. Но и этого мало: узнав, что в России празднуют Старый Новый год, Орензанц привозит в Москву инсталляцию в виде елки.

По 8 февраля


12 января, понедельник, 19.00, Государственный центр современного искусства

Петр Быстров, Кирилл Преображенский. Чтобы руки были крепкими. Презентация диска и проекта

А тем временем в ГЦСИ нечто более альтернативное… Полное название проекта — «Чтобы руки были крепкими, надо рвать бумагу пальцами, это скажет тебе любой атлет». Смысл его состоит в том, что в течение часа Петр Быстров рвет на мелкие клочки разные типы бумаги (газеты, журналы, туалетную бумагу, обои…), а Кирилл Преображенский с помощью микрофона, микшера и компьютера синтезирует звуки разрываемой бумаги. Насчет содержания (критика документа, противопоставление акционизма и концептуализма…) объяснять не надо — идея довольно красивая. GIREVIK PRODUCTIONS и VIDIOT INTERNATIONAL представят документацию этой «мультимедийной симфонии», состоявшейся впервые в 2008 году, и выпущенный ограниченным тиражом DVD.


15 января, четверг, 17. 00 (пресс-показ), Фонд «Екатерина»

©  Предоставлено галереей «Айдан»

Таир Салахов. Айдан. 1967

Таир Салахов. Айдан. 1967

Таир Салахов. Живопись. Графика

Выставка, похоже, тянет на событие сезона. Классик «сурового стиля» 1960-х годов, живая история, воплощение мультинационального советского искусства в его лучшем виде, эстетическом и человеческом (успешный функционер, поддерживавший нонконформистов, активный деятель Союза художников в перестройку…), — ретроспектива к 80-летию Таира Салахова выглядит очень интригующе. Помимо суперклассики, известной когда-то каждому школьнику (типа портрета композитора Кара-Караева), — картины 1950—1960-х годов из музея в Баку, которые в подлиннике даже из специалистов мало кто видел. Про коммунизм и про космос, про «оттепель» и про нефть — темы все актуальные. В общем, идти надо обязательно.

По 5 марта


17 января, суббота, 18.30 (вернисаж), 19.30 (концерт), Проект «Фабрика»

MARTYROTERAPIA, или Лечение мучением

©  Дмитрий Зудов

Дмитрий Зудов. Святая Варвара. Холст, масло. 2008

Дмитрий Зудов. Святая Варвара. Холст, масло. 2008

Совершенно безумный музыкально-художественный проект www.martyroterapia.com из Хельсинки. Живущий там художник Дмитрий Зудов (р. 1976), представитель русской реалистической школы (окончил Суриковский), показывает 16 монументальных холстов, «в процессе взаимодействия со зрителем раскрывающих историю раннехристианских мучениц от их страданий до торжества» (цитата из пресс-релиза). Насколько удалось понять, это портреты голых мучениц, написанные на алтарных створках; с другой стороны изображены орудия мучения, и все это можно сложить вместе как сандвич (ну, или алтарь). Портреты пишутся с натуры, причем юные модели, прослушав текст житий в исполнении художника, сами выбирают для себя, какую мученицу сыграть.

Смысл всего этого неясен (разве что художник-реалист тоже видит себя своего рода мучеником?), но темой проекта неожиданно заинтересовались в Финляндии самые разные люди, от психологов, социологов и Amnesty International до альтернативных музыкантов — культовой феминистской группы Сleaning Women. Специально для выставки они создали проект Execution of music, в котором играют на орудиях пыток (щипцах, молотках и цепях), а костюмы сделаны авангардным модельером Кристиной Йоккинен. Cleaning Women выступают в субботу в 19.30, а до этого ожидается веселый зимний финский вернисаж. В день открытия с 18.30 до 19.30 от станции метро «Бауманская» до выставочного зала будет курсировать бесплатное маршрутное такси для гостей выставки.

Все это звучит по-фински круто. Но через неделю, 24 января в 19.00, будет «наш ответ Чемберлену» — перформанс российской группы Second hand band с женским хором «Криницы плюс». Хор исполнит раннехристианские гимны, а группа будет сэмплировать, кромсать и пытать голоса: вот страсти-то.


16 января, пятница, 18.00, PinchukАrtCentre, Киев

21 Россия. Сэм Тейлор-Вуд. Кейто Сигиура

©  Предоставлено Джеем Джоплингом / Галерея White Cube

Сэм Тэйлор-Вуд. Побег художника (Красный). 2008

Сэм Тэйлор-Вуд. Побег художника (Красный). 2008

Если вы окажетесь в украинской столице до весны, непременно зайдите в приятнейший Пинчук-центр с (не последнее дело) хорошим кафе и гениальным видом на город с последнего этажа. Открываются сразу три выставки: звезда британского видеоарта Сэм Тейлор-Вуд (у нас она была в 2005-м), молодой японский фотограф и, что особенно интересно для нас, «21 Россия»: первая большая выставка русского искусства в постсоветском Киеве. Открывается она в самый неподходящий момент. Или как раз подходящий? Представлено искусство после 2000 года — то бишь путинской России. 21 автор, обычные подозреваемые: Дубосарский & Виноградов, АЕС+Ф, «Синие носы», Шеховцов, Алимпиев, Осмоловский, Гутов, Звездочетов, Файбисович, Пепперштейн, Монро, «Синий суп» и так далее. Из молодых — только Тер-Оганьян с Галкиной и Владимир Логутов. В выставку принципиально не включены украинцы, живущие в России, причем украинцы не только по признаку гражданства, но даже и чисто этнически. Но по нашим временам это цветочки.

По 1 марта


Другие материалы раздела:
Поднос подарков от отдела искусства, 27.12.2008
Давид Рифф. Джон Берджер. Способы видеть, 4.01.2008
Кирил Асс. Самые влиятельные здания и сооружения Москвы и области 1998—2008, 30.12.2008
Екатерина Деготь, Давид Рифф. От кризиса до кризиса: главное, 25.12.2008

 

 

 

 

 

Все новости ›