Уже не режет глаз присутствие в одном кадре красного, черного и розового.

Оцените материал

Просмотров: 15867

Борьба за права для всех или гей-прайд?

Николай Олейников · 31/05/2012
Художник НИКОЛАЙ ОЛЕЙНИКОВ участвует вместе с нами в борьбе против сексуальной нормы и еще объясняет, почему российские левые не всегда поддерживают феминисток

©  Николай Олейников

Борьба за права для всех или гей-прайд?
Эта работа — моя гордость. Черно-белая мураль на стене двухэтажного дома в самом центре Порто, на улице Мигеля Бомбарды. На мурали два известных квира — Аугусто Боал и Бертольт Брехт — вышагивают на манер «Рабочего и колхозницы». Кто из них какой именно из двух прогрессивных классов представляет, мешают понять вторичные половые признаки, нагло выпирающие из-под обтягивающих блузок. Хотя известно, что Боал чаще работал с крестьянами, а Брехт ориентировался на городского зрителя, в том числе — из рабочей среды, однако мураль про это молчит. Зато мураль говорит про многое другое. В частности, она пытается сказать о природе искусства и о его, искусства, освободительном мотиве, и о причастности к истории — истории освобождения. Потому что у этой мурали есть много слоев, не ахти как аккуратно зашитых под поверхность стены, на которой мы видим двух пожилых мужиков с женскими «аксессуарами».

Слой 1 — очевидный. Брехт и Боал — два театральных новатора, оба — политические беженцы, оба — левые до мозга костей, оба настаивали на эмансипаторной силе искусства, с античных времен освобождающей человека, оба своей практикой успешно этот тезис доказали.

Слой 2 — также просматривается невооруженным глазом. Всем во всем мире известна скульптура Мухиной, которую она готовила к парижской международной выставке, где павильон СССР архитектора Иофана располагался по оси от Трокадеро до Эйфелевой башни прямо напротив павильона Третьего рейха архитектора Шпеера. Нацистский архитектор сильно занервничал, когда увидел, насколько динамическая композиция Мухиной-Иофана доминирует в пространстве, и потребовал нарастить римскую тройку своего здания еще на несколько метров. Тогда был 1937 год.

©  Николай Олейников

Борьба за права для всех или гей-прайд?
Слой 3 — мерцающий, но важный. Скульптор Вера Ивановна Мухина, когда только начинала работать над проектом своего будущего шедевра, взяла за образец античную скульптуру. «Гармодий и Аристогитон» — невероятно динамичную вещь (Лаокоон был сделан намного позже). Двое мужиков голые вышагивают с перекрещенными мечами. Эти двое — цареубийцы, заговорщики и любовники. Один греческий тиран и брат тирана — Гиппарх — начал ухлестывать за Гармодием, но, получив жесткий отказ, расстроился и убил его сестру, за что сам поплатился жизнью. Обоих любовников казнили, но народ запомнил их героями — борцами за свободу и любовь против тирании, вседозволенности и безнаказанности властей — и через сто лет отлил их в бронзе и поставил на Акрополе.

Слой 4 — вообще незаметный. Всю эту историю мы скомбинировали с небольшой группой студентов местной балетной школы в рамках мини-семинара. Они же — студенты и студентки — позировали для травести Брехта и Боала.


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • mkmk· 2012-06-01 01:54:36
    "Еще активней и ярче пропагандировать квир в разных средах"

    Пропагандировать. Ну хотя бы за честность спасибо.
  • nikster· 2012-06-03 11:10:43
    делать нечего людям)
Все новости ›