Видимо, скоро Толстого в школах запретят.

Оцените материал

Просмотров: 14316

Дневник Time/Food – 2: восстание против гамбургеров

Екатерина Дёготь · 23/05/2012
Страницы:
 

©  Валерий Леденёв

В пространстве проекта Time/Food  - Валерий Леденёв

В пространстве проекта Time/Food

***

Сегодня выступают Алексей Радинский и Никита Кадан. Это два очень кудрявых молодых человека, блондин и брюнет соответственно, оба из Киева, и поэтому мало кто в Москве обращает внимание, что их позиции совершенно противоположны.

Алексей — аспирант в академическом отпуске, который пока отодвинул науку в сторону и стал видеоактивистом. Он выступает за инструментализацию искусства в пользу хорошего политического проекта и находит, что анализировать произведение искусства с формальной стороны вообще не нужно, разве что в узком профессиональном кругу, а анализировать нужно ту проблему, о которой произведение рассказывает. Мне такой радикализм нравится, тем более что так уже все и делают, не осознавая того.

Алексей показывает фильм про националистическую демонстрацию в Киеве. Демонстрация дружно скандирует краткий боевой лозунг «вы говно». Надо учиться у них доходчивости.

Никита — наоборот, раньше был активистом (он один из основателей легендарной группы «Р.Э.П.» времен «Оранжевой революции»), а теперь остепенился, и его тянет к настоящему искусству. Но это искусство он находит не в художественном музее, а в краеведческом, и предлагает художникам уйти с улиц туда. Никита рассказал про двух директрис музеев на Украине: одна (советская чиновница) с шумом закрыла выставку, которая ей не понравилась чисто эстетически, а другая (арт-дилер, капиталистка, тусовщица) — по-тихому попыталась удалить из работы художника детали политического характера. Никита хотел бы работать только с такими, как первая. Кто же не хотел бы? Но советских уже на всех не хватит.

Никита, таким образом, за профессионализацию, а Алексей — нет. Но знаменитый проект Маркса про уничтожение разделения труда, когда все являются «охотниками по утрам и критиками за ужином», считает Алексей, к современной жизни неприложим: мы так поступаем не потому, что так креативны, а потому, что вынуждены: мы прекарны, нам мало или вообще не платят.

Адеола, исследовательница из Америки, говорит, что прекаритет — вообще-то универсальное условие человеческой жизни, и не надо уж абсолютно все сваливать на неолиберализм.

Антон полагает, что одна из причин этой прекарности — то, что нам не нравятся существующие институции, и мы сами хотим собой заполнить все дыры. Ингрид и Антон, в самом деле, по утрам объезжают московские супермаркеты и охотятся на продукты, потом готовят, а потом еще и критикуют.

©  Валерий Леденёв

В пространстве проекта Time/Food  - Валерий Леденёв

В пространстве проекта Time/Food



19 мая

Приехала выдающаяся американская политическая художница Марта Рослер, она будет выступать 23 мая о движении Occupy Wall Street и его эстетическом измерении. Последний раз она была в Москве в 1994 году, и тогдашняя ее статья про выставки фотографии, которые она видела, меня глубоко поразила: она сразу все поняла. Наверное, все поймет и сейчас.

Сегодня выступает поэт Александр Скидан, он будет анализировать одно стихотворение Осипа Мандельштама. Мандельштам возник потому, что фестиваль поэтов перенесли от памятника Маяковскому к памятнику Мандельштаму, то есть от символа режима — к жертве режима. Скидан доказывает, что Мандельштам сам был левым. Мне это нравится. Я тоже считаю, что мы должны задним числом привлечь великих на свою сторону. Левые — это не синоним ГУЛАГа. Левые — это определенный идеал. Скидан говорит также про Платонова.

Потом Скидан мобилизует теорию Грамши про гегемонию и контргегемонию и обрисовывает стратегии последней в условиях гегемонии либеральной мысли. Он показывает, что на политическом уровне, где можно говорить о доминанте, либералы у нас не доминируют, а вот на идеологическом, на уровне культурного канона, где уже стоит вопрос о гегемонии, как раз правит либеральная мысль. И она превращает творчество великих советских писателей в свидетельство против коммунистического проекта.

Стратегией контргегемонии сегодня будет выпуск малотиражных книг независимым издательством (как это делает Кирилл Медведев), самиздатские журналы, как это делает Павел Арсеньев), но также и «энтристское» внедрение в неолиберальные институции, изменение их кармы и публикация там чего-то важного, как это делает сам Скидан в издательство НЛО и журнале «Неприкосновенный запас», где опубликован, например, Альтюссер. Уф, после этого можно почувствовать себя и в Stella Art Foundation, и на страницах OPENSPACE.RU немного увереннее.

Правда, Скидан говорит, что не мог бы считать это для себя возможным, если бы еще до этого не был членом рабочей группы «Что делать?».


Проект Time/Food продолжает свою работу в Stella Art Foundation. Ближайшие события — 23 мая (доклад Марты Рослер о движении Occupy Wall Street), 24 мая (доклад Павла Арсеньева о медиактивизме как форме гражданской демобилизации), 25 мая (Кети Чухров о влечении к капитализму).

С 14 до 16 обеды, за которые можно расплатиться позднейшим участием в программе взаимопомощи, с 16 до 18 — лекции и дискуссии (на английском языке).
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • Aleks Tarn· 2012-05-23 13:59:52
    Когда-то, горяча,
    здесь теплилась свеча.
    Пусть слаб и недалёк,
    но всё же фитилёк.
    Теперь последний воск
    покинул этот мозг.
    (Мандельштам, из неопубликованного)
  • arsenev· 2012-05-23 16:24:28
    Мандельштам, из опубликованного (в 28 всего лишь году):

    А еще иногда Мандельштам заполнял анкеты, как, например, в совершенно безобидном 28:

    "Октябрьская революция не могла не повлиять на мою работу, так как отняла у меня "биографию", ощущение личной значимости. Я благодарен ей за то, что она раз и навсегда положила конец духовной обеспеченности и существованию на культурную ренту. Подобно многим другим, чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается"
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
Читать все комментарии ›
Все новости ›