Мы не собираемся тут больше трех, не трогайте нас.

Оцените материал

Просмотров: 24099

Искусство и государство

Екатерина Дёготь · 03/11/2011
Из всех искусств для нас «наиневажнейшим» является contemporary art. Надолго ли? – спрашивает ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ

©  Сергей Братков / OpenSpace.ru

Искусство и государство
 

Опасные реалисты и безвредные новаторы

В минувшие выходные я зашла на основной проект Московской биеннале в ArtPlay — досмотреть длинные фильмы. Среди прочего я наконец посмотрела и работу художника Валида Раада — как обычно, придуманный документ с элементами абсурда, интервью ливанского заложника, якобы просидевшего десять лет в заточении. К своему удивлению, где-то в середине этого фильма я обнаружила довольно эксплицитное описание гомосексуальных контактов. Но поскольку оно было устным и на английском языке без перевода, об этом даже предупреждения рядом не висело. К тому же, мне кажется, кроме меня, этого никто не слышал.

Из этого выходила неплохая метафора: современное искусство есть язык настолько эзотерический, настолько иностранный, что опасаться его не надо, все равно никто не поймет. В принципе, герой Валида Раада мог и про Путина чего-нибудь наговорить своим эзоповым английским языком, никто бы этого не услышал.

На этом предположении основаны взаимоотношения современного русского искусства с государством. Пока что это так.

Возьмем, например, руководство Государственного центра современного искусства (то есть лично Бажанова и Миндлина, чего уж там скрывать). В официальных интервью они всегда настаивают на том, что современное искусство по своей природе трудно для понимания, что оно требует от зрителя особой подготовки, знаний и вообще его не возьмешь голыми руками. Даже в предельно частных разговорах они от этого не отступают, и вообще вся деятельность ГЦСИ на этом базируется (хотя нельзя сказать, чтобы она так уж сильно была направлена на просветительство). О непонятности и необходимости «овладеть языком искусства» говорят и многие искусствоведы слегка консервативного толка, и художники аналогичного склада идей (Анатолий Осмоловский). Меня эта точка зрения, при всей ее разумности, всегда немного раздражала (почему, скажу ниже), однако теперь я начинаю понимать, что она представляет собой отличную тактику самозащиты. Я постигаю, что малолюдность мероприятий ГЦСИ — не промах пиарщиков, а сознательная (или бессознательная) защитная установка: у нас не происходит ничего важного, мы не собираемся тут больше трех, не трогайте нас. Взглянув на новое русское кино (например, на историю про патриотические блокбастеры), а потом немедленно переведя взгляд, например, на список выставок ГЦСИ, ММСИ или список произведений Московской биеннале (Московский Дом фотографии — другое дело, о чем ниже), видишь безыдейную пустоту и понимаешь, что для государства тут есть огромный пропагандистский ресурс. Пока государство, надо отдать ему должное, этот ресурс осваивает из рук вон плохо.

На сайте Министерства культуры Российской Федерации современного искусства вообще нет. Нет такого департамента (а раньше был), нет такого отдела даже, вообще нет такого слова нигде. Есть Департамент господдержки кинематографии, с этим все ясно (это не департамент кино — их интересует только господдержка, а не само кино, вот так, демонстративно). Есть Департамент господдержки искусства и народного творчества, но там обнаруживается только музыка и театр (и да, народное творчество). Начинаешь думать, будто министерство решило современное искусство больше не господдерживать, как потенциально коммерческое; недаром Венецианскую биеннале отдали на откуп частному фонду, да и вообще вокруг современного искусства крутится слишком много частных денег.

Однако потом закрадывается подозрение, что современное искусство тут скорее бережно спрятано, потому что его события обнаруживаются вопреки всякой логике внутри деятельности Департамента культурного наследия. В списке финансируемых проектов этого департамента есть и Московская биеннале, и биеннале «Стой, кто идет», и Уральская биеннале в Екатеринбурге, и российское участие в Венецианской (а также выставка пейзажа «Зеленый шум», которая тут как бедный родственник).

Ходят слухи, что эта (недавняя) реструктуризация и переименование, когда даже память о слове «современное искусство» постарались отовсюду стереть, произошла после того, как политика ГЦСИ дала первую осечку и первый приз на конкурсе «Инновация» (за проведение конкурса платит государство, хотя призовой фонд спонсорский) незапланированно получила группа Война со своим «Членом в плену у ФСБ». Я тогда тоже входила в жюри. В Министерстве культуры этим остались очень недовольны, хотя публично было сказано, что это решение экспертов и им виднее. Нарисованный член, к тому же сверхизвестный в массах, очень трудно интерпретировать как что-то «экспертное» и непонятное для публики, но на заседаниях нашего жюри такие попытки, помню, были: кое-кто настаивал на том, что мы даем приз за особые живописные качества (читай: для восприятия которых нужно знать всю историю искусства, понимать Матисса с Пикассо, и т.д. Кроме шуток).

Теперь я могу вернуться к тому, почему меня немного раздражает лицемерное настаивание на том, что искусство есть какая-то особая непонятная сфера типа высшей математики. Дело в том, что это очевидным образом противоречит фактам сегодняшнего дня. Исторический авангард начала ХХ века, отталкиваясь от надоевшего тогда социального реализма, действительно пошел по пути искусства «абстрактного», то есть самореферентного, вершиной чего явился концептуализм — искусство о том, что такое искусство и как оно делается. Меж тем дальше дело не двинулось, и, как считает, например, даже симпатизирующий концептуальному искусству теоретик Тьерри де Дюв, оно оказалось любопытным, но тупиком. Начиная с конца 1960-х годов, через сто лет через передвижников, искусство, хотим мы того или нет, постепенно вернулось к реализму, то есть стало работать с социальной реальностью, при том что за эти сто лет реальность приняла формы массовой культуры: там, где раньше был пейзаж, возникла банка супа «Кэмпбелл»; где был натюрморт — появились серп и молот (у соц-артистов), и так далее. И даже не важно, как работает этот новый реалист — некритически восхищается масскультом в своем пятиэкранном видео или критически его анализирует в какой-нибудь исследовательской инсталляции, рисует член на мосту или снимает политически заостренный документальный фильм. Все это формы современного реализма, который ныне стал стопроцентно доминировать на мировой художественной сцене, и она, как многие отмечают, начинает в чем-то напоминать советскую. (Хочу сделать две оговорки: 1) я очень люблю реализм в принципе; 2) при этом лично я считаю, что элемент «самореферентности» и «саморефлексии языка» остается абсолютно обязательным признаком искусства, хотя в т.н. прогрессивных кругах на это мне часто говорят, что я пропагандирую какое-то «искусство для искусства» и что лучше бы мне помолчать.)

При этом чистая абстрактно-концептуальная традиция сегодня воспринимается как совершенно безвредная и декоративная, именно поэтому держаться этой линии более или менее политически безопасно. А вот в Советском Союзе сама претензия на «непонятность» и «экспертность» читалась как опасная политическая позиция. Легко себе представить, что одна из работ-победительниц «Инновации» прошлых лет — перформанс Андрея Кузькина, в котором он тяжко бредет кругами внутри чана с бетоном, пока тот не застынет, — в СССР была бы прочтена как полная антисоветчина с перспективой тюремного срока, тут даже объяснять ничего не надо. А в 2009 году ей без всяких протестов со стороны Минкульта дали приз за «перформативную скульптуру», как сформулировало жюри. И правильно сформулировало, конечно: нечего привлекать внимание к тому, что, собственно, хотел сказать Кузькин о нашем времени и месте.


Цензура своими силами

Случаи с государственной цензурой произведений искусства (мы не говорим сейчас о протестах и вандализме православных фанатиков — это другая тема) в нашей стране сейчас носят анекдотический характер, но основаны они именно на внезапном прочтении произведений искусства с их содержательной стороны, через референт. Работу «Синих носов» «Целующиеся милиционеры» (которая вообще-то называется метафорически «Эра милосердия» — как один из советских детективных романов) и текстовые композиции Авдея Тер-Оганьяна какие-то госчиновники попытались не выпустить за границу, потому что они их прочитали: на картинах Тер-Оганьяна (абстрактных) было написано, что они «возбуждают вражду по статье такой-то», и к мнению художника прислушались. Над чем Тер-Оганьян смеялся, на то и напоролся.

Иногда такой «семиотический инсайт» настигает сами музеи. Можно это назвать самоцензурой, но, в общем-то, те, кто там работает, в конце концов, тоже госчиновники по самоощущению (раз они считают, что госфинансирование накладывает на них определенные обязательства). Московский музей современного искусства, находящийся на муниципальном финансировании, в сентябре этого года удалил с выставки «Невозможное сообщество» большой уличный баннер (не согласованный с городом) работы художников словенской группы IRWIN. На баннере было написано: «Пришло время для нового государства! Говорят, там возможно счастье». Это был перевод одного увиденного художниками тайского рекламного баннера на английском языке, посвященного недвижимости; осталось бы на английском, сошло бы, тем более что слово state можно понять по-разному. По словам Сергея Браткова, Московский Дом фотографии (ныне ММАМ) в декабре прошлого года купил у него монументальную работу в виде фотографий и текста, приклеил ее на стену намертво (так эта работа монтируется), а уже весной ее без ведома художника оторвали оттуда (и демонтировали, соответственно), поскольку в музей неожиданно явился президент Медведев и его нельзя было визуально огорчать. Текст работы гласил — не очень грамматично, но безусловно страшно для власти: «Да здравствует сегодняшнее плохо за то, что завтра будет хорошо». Сейчас Братков по просьбе музея (и, надеюсь, за его бюджет) напечатал фотографии заново, и они снова приклеены, до следующего визита. Хорошо, современное искусство обычно бывает возобновляемо.

Когда говорят о взаимоотношениях искусства и государства, в нашей стране вообще обычно первым делом вспоминают цензуру — как некий акт внешнего насилия. Это, кстати, уже само по себе говорит о том, что мы воспринимаем себя как безвинную пассивную жертву чьих-то запретов — так гораздо проще и приятнее. В классической системе государственного искусства в брежневском СССР, как можно прочитать, например, здесь, цензура (то есть снятие произведений с выставки или отказ выставить работу, на которую уже был заключен договор) была исключительно редким событием, разве что с кем-то случилось безумство. На самом деле все художники уже понимали правила игры — кроме тех, кто сознательно хотел их нарушать, как нонконформисты, но они выступали на другой территории.

В общем-то и наша система сегодня построена на том, что все всё понимают и все всё умеют. Как широко известно, на Первой Московской биеннале современного искусства кураторам было эксплицитно сказано (они догадались спросить), что нельзя трогать следующие темы: Путина, войну в Чечне и православную церковь (тем не менее там была монументальная работа Алексея Каллимы, эксплицитно про среднюю часть этой триады, а также фальшивые бомбы Давида Тер-Оганьяна, про то же). На мой вопрос художественный руководитель биеннале Иосиф Бакштейн сказал, что больше указаний не поступало, т.к. с тех пор ему полностью доверяют. И Бакштейн оправдывает доверие: например, в этот раз он ловко и по-государственному разрулил историю с приглашением на биеннале китайского диссидента Ай Вэйвэя. Его очень хотел пригласить куратор Петер Вайбель, но у России особые отношения с Китаем. Бакштейн догадался получить от российских властей разрешение, но не на самом высоком уровне, а на каком-то среднем, и к тому же сделать для Ай Вэйвэя приглашение не от государственного учреждения типа Минкульта, а от частного. Допускаю, что с такой государственной виртуозностью действуют во всем мире, и, видимо, в Китае также, потому что в конце концов Ай Вэйвэй по неизвестной причине приехать не смог. Наверное, занят был.

Браткову вообще не везет: его фотографии десантников были убраны с официальной русской выставки в рамках фестиваля Europalia в Брюсселе, которую должен был посетить Путин, а тот же ММСИ благоразумно отказался делать его персональную выставку, когда узнал, что она будет прицельно посвящена Олимпиаде в Сочи. Но это говорит только о том, что 1) Братков правила игры усвоил плохо, 2) государственно-художественная система в России пока не научилась апроприировать критические жесты, не понимает, что их можно интерпретировать как доказательство своей либеральности и прогрессивности. В принципе непонятно, почему, тут какая-то мистика, так как это совсем не трудно, так живет весь мир. Капитализм как система силен, к сожалению, именно этим — мгновенной абсорбцией почти любой критической идеи и превращением ее в рекламу себя и своей толерантности. Но русский капитализм этого принципа пока не усвоил. Может, оно и к лучшему.


Есть ли госзаказ?

Самая интересная область в вопросе о связи искусства и государства — это вовсе не цензура, где искусство выступает невинной овечкой, а позитивный жест, инициирование государством проектов произведений патриотической направленности (в открытом или, что бывает особенно эффективно, скрытом виде). Именно по этому пути идет часть современного русского кино. А что искусство?

Если посмотреть внимательно, почти все современные выставки, во всем мире, прогрессивные и нет, являются «тематическими» в советском смысле этого слова, то есть их легко встроить в определенный идеологический проект, причем отдельные художники могут выступать его сознательными агентами, а могут над этим особенно и не задумываться. На самом деле у каждого искусства своя особенность, она же опасность: у абстрактного — легко коммерциализироваться, у реалистического — стать предметом идеологической инструментализации. Эта пластичность нового критического реализма широко используется на Западе — но, к счастью, не только и не столько государством, а скорее общественными институциями, и скорее прогрессивными. У нас их, как известно, практически нет. Что же касается государства (и его ответвления — муниципальной власти), то пока оно не очень научилось использовать инсталляции в своих интересах. Ему подсказывают, как это сделать (куратор Георгий Никич провел несколько проектов на тему электричества по заказу РАО ЕЭС), но оно уверенно чувствует себя только на территории определенно «реалистической», то есть территории фотографии. Список выставок Московского Дома фотографии с самого момента его формирования включает в себя определенное количество проектов патриотического толка, но, к счастью, на 90 процентов это про относительно безобидный спорт, куда сейчас обычно канализируется милитаристская энергия. Видимо, возможностью слить туда какое-то количество таких выставок и объясняется феноменальный успех у властей этой бесспорно популярной и в народе институции. С ГЦСИ и Московской биеннале, как уже говорилось, это оказывается сложнее просто потому, что власть не знает, как за это взяться. В программах т.н. «годов» (мероприятия культурного обмена с другими странами длиной в год — в этом году это Италия и Испания), на что сейчас тратится львиная доля усилий и финансов Минкульта, тоже незаметно, чтобы властям были ясны позитивные идеологические приоритеты. Пока что они действуют опять-таки запретами: когда я участвовала в проекте «Европалия» в Бельгии в 2005 году, русские власти яростно противилось инициированной бельгийцами выставке «Транссибирская магистраль», где должен был быть показан в том числе и ГУЛаг. В своих собственных предложениях дальше Дейнеки и сокровищ музеев Кремля патриотическая мысль пока не идет. При этом, как видно по тому же сайту Минкульта, государство поддерживало также и симпозиум группы «Что делать?», например (в Мадриде в этом году). Но особого понимания этого факта у власти нет.

Мой тезис, однако, состоит в том, что, возможно, это ненадолго и скоро мы станем свидетелями массированных попыток апроприации критического искусства со стороны нового русского капитализма — в качестве одного из доказательств его, капитализма, толерантности и критического, модернизационного характера.

Возьмем для примера группу «Что делать?», которая предусмотрительно относится к перспективе цензурирования своих работ (Дмитрий Виленский говорит, что этим он заботится также и о кураторах, которые его выставляют) и тщательно следит за тем, чтобы не нарушить закон и не попасться на мелочах. При создании фильма-зонгшпиля «Башня» художники консультировались с юристами насчет того, что приведет их на скамью подсудимых (оскорбление флага, например), а что вряд ли. В результате, правда, оказалось, что художники не только ограничили себя в негативных жестах, но и предложили один позитивный (уж не знаю, юрист посоветовал или нет). В конце фильма (в котором, напоминаю, сатирически изображаются народные волнения и властное хамство вокруг планов строительства Башни Газпрома в Петербурге) на столе у чиновников звонит особый огромный телефон. Неназванное, но справедливое Главное Лицо всех этих чиновников увольняет, и башня в конце концов не возводится.

Либеральная интеллигенция (из сферы кино, например) отнеслась к фильму с большим энтузиазмом, и (даже «но» тут не поставишь) я вполне могу себе представить, чтобы формирующаяся сейчас новая системная оппозиция вокруг медведевского «Большого правительства» этот фильм показывала на своих закрытых, а то и публичных просмотрах. Тут уже только от художников будет зависеть, пройдут эти показы с их участием или нет. Но фильм так или иначе может оказаться интегрирован, тем более что он принципиально находится в открытом доступе.

Сегодня в России мы наблюдаем процесс, при котором новая либеральная ветвь старой автократической власти (проще говоря, бывшие воздыхатели г-на Медведева) консолидируется вокруг этого самого Медведева в новой роли и его «Большого правительства», чтобы якобы обозначить общественный ангажемент (а по сути, вероятно, легитимировать власть). Искусство тут в принципе по-прежнему не очень нужно, но есть по-своему гениальная фигура, которая всю свою стратегию строит на доказательстве обратного и на создании художественного обслуживания «системной оппозиции». Это, конечно, Гельман. Сейчас на него надо будет смотреть очень внимательно, а художникам быть очень осторожными (ну или, наоборот, начать обрывать его телефон, это уж кто как хочет).

Например, в пермском музее PERMM 11 ноября открывается выставка «Родина», про которую в пресс-релизе сказано (хочется процитировать его обширно), что это «журнал, в котором Марат Гельман выступает как ответственный за иллюстрации. Журнал по примеру того самого журнала “СССР” — официального издания для презентации за рубежом советского образа жизни. Съезд партии, Третьяковка, Мавзолей, парад Победы, ветераны, русский авангард, Гагарин и ребята с нашего двора — клише, трансформировавшиеся в сознании художников, которые уже двадцать лет живут в другом государстве. Впервые такой постмодернистский срез культурного слоя Марат Гельман предпринял в 2005 году скандальной выставкой “Россия 2”. Тогда художники создали образ другой России, противопоставив себя официозу. Амбиции художников нулевых лежат в плоскости максимального дистанцирования от государства. Выставка “Родина” совсем другая. Кризис разобщенности сменился попыткой создать тотальную картину, которая стремится объять наше общее. Художники вновь стали интересоваться государством, но уже без принуждения со стороны власти. Теперь власть вынуждена реагировать на новый тренд, вручая Госпремии даже самым непримиримым творцам ее мифологии».

Среди участников заявлены «Синие носы» (с какими-то антипутинскими работами), Сергей Калинин и Фарид Богдалов, Врубель и Тимофеева и даже ультралиберальная пропагандистская серия «Россия для всех» Дмитрия Гутова и Виктора Бондаренко, где про всех видных деятелей русского национального пантеона написано, что этнически они были инородцы. По слухам, будет также работа Беляева-Гинтовта "Родина-мать", но в тексте про это нет. Дальше в пресс-релизе «Родины» сказано, что это не политическая выставка, с чем, зная Марата Гельмана и тот факт, что он поддерживал как политтехнолог одноименный политический блок, согласиться, конечно, трудно, да никто на это согласие и не рассчитывает, скорее наоборот. Остается предположить, что умеренный юмористический антипутинизм сейчас будет интегрирован в неомедведевскую идеологию, модернизированную настолько, что ей понадобится критический подход современного художника.

В заключение хотелось бы лишить каких-либо надежд также и поклонников абстрактно-концептуальной художественной линии — в духе Осмоловского, Стаса Шурипы и их многочисленных учеников, — которая вроде бы противится инструментализации по признаку содержания (поскольку скрывает это содержание очень тщательно). Отсидеться в этом поле тоже нельзя. Дело в том, что в нашей стране, как и везде сейчас, перемешаны две культурные модели. Во-первых, государственническая (у нас она имперская, а в Европе скорее социал-демократическая): она ценит реалистическое искусство и стремится использовать его для пропаганды своих ценностей, хороших или плохих. Во-вторых, неокапиталистическая, в которой современное искусство в принципе (а особенно непонятное и, следовательно, элитарное) выступает овеществлением идеалов креативности, индивидуализма, личной свободы (понимаемой прежде всего экономически — как свобода потребителя на рынке). У нас это все обозначает еще и «западничество», как оно тут понимается. В результате искусство, избежав (возможно) участи стать символом русского патриотизма, становится, да еще и добровольно, символом новой элитарности, обслуживая класс т.н. «успешных» (читай богатых) людей или тех, кто хочет ими казаться, посещая «Винзавод» и «Гараж».

В общем, художнику следует быть все более бдительным.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:30

  • prostipoma· 2011-11-03 19:44:10
    Спейсу крупно повезло иметь такого автора как Деготь.
  • chahal· 2011-11-03 20:07:00
    На всякого мудреца довольно простоты. Не только Миндлин любит всё усложнять:

    «Вообще современное искусство, как и фундаментальная наука, – область сложная, требующая образования, и я бы не советовала судить о нем тем, у кого даже с русским языком есть определенные проблемы. Кроме того, то, что выставлено в галереях (и, допустим, на премии Кандинского), вы как налогоплательщик не оплачиваете, так как это частные предприятия. Галерея – это вообще частный магазин, и предназначена она, строго говоря, только для тех, кто хочет там что-то купить.
    Касательно последнего вопроса: да, работа Пьеро Мандзони "Дерьмо художника" хранится в художественном музее и, следовательно, является искусством, но не Искусством, так как это слово – не похвала, а просто констатация того, к какому типу вещей эта вещь относится (к произведениям искусства, а не к консервам или не к сувенирам, например). "Дерьмо художника" является произведением искусства, а не дерьмом художника, поскольку в него вложены значительные интеллектуальные силы самого автора и тех сотен искусствоведов и философов, которые об этом писали и пишут. Не читав этого, понять это произведение (как и вообще современное искусство) невозможно.»
    http://lenta.ru/conf/degot/
  • zAdorno· 2011-11-03 21:35:34
    для chahal:
    Ну что Вы, Деготь всегда в белых валенках.
  • gaveston· 2011-11-04 00:21:12
    А в чём, собственно, везение? В том, что с его, спейса, страниц, звучит анекдотический призыв к бдительности? В том, что автор всё время и везде говорит об одном и том же: при капитализме содержательное искусство рискует вступить в идеологический сговор с государством (причём в каждом конкретном случае идеология имеет свою собственную степень формализации: на Западе большую, в России меньшую, тем не менее и там и тут - там более чем тут, правда, - она (идеология) способна присвоить себе критичность искусства, если то недостаточно радикально (можно ли быть настолько радикальным, чтобы этого избежать?), либо - как искусство абстрактное - вступить в сговор с капиталом (отношения государства и капитала пока не будем рассматривать) и выступать как символ превратно понятой креативности. Допустим это так, но где же позитивная программа? Где та грань радикализма, за которой сговор невозможен? Если реальность художника - это реальность социальная, с одной стороны, а с другой, ему необходимо быть бдительным, т.е. достаточно радикальным, его практика - это практика революционная, а не художественная. Но вдруг - о, ужас - идеология станет (там) настолько формализированной, что сможет присвоить критику любой степени радикальности? И тогда, искусство, в свою очередь, стремясь максимально радикализироваться, станет - незаметно для себя - настолько формальным, что превратиться во вторую свою ипостась - (пустой) символ креативности потребителя. Может искусство социального реализма и есть та точка, где власть и капитал полностью смыкаются?
    Но можно ли, не получив упрёк в мракобесии, не считать социальное той реальностью, к которой "возвращается" художник?
  • vantz· 2011-11-04 11:17:07
    Все-таки вот этот вот "пока-еще-неинтегрированный" художник, которому предлагается быть бдительным, чтобы не стать "интегрированным", это какой-то сферический конь в вакууме. Откуда он взялся? Любой человек в любом обществе всегда идеологически ангажирован, никакой возможности "чистого искусства" не было по-моему никогда, поскольку любая "аполитичность" и "асоциальность" всегда на поверку оказывалась политической или социальной позицией, причем достаточно четкой и оформленной. Более того, в разных политических и социальных ситуациях "аполитичность" и "асоциальность" значили разное, но отнюдь не отсутствие политической или социальной идеологии.
    Поэтому я не думаю, что для кого-то есть какой-то риск именно сейчас "заразиться" политикой или там патриотизмом или еще чем. И так уже заражены. Собственно, любая доктрина "чистоты" от чего-либо - это одна из самых жестких политических идеологий. В данной статье, например, в рамках этой идеологии продвигается идея хорошего "реалистического" (хрен знает, что это такое, но ладно уж) искусства как независимой "третьей силы", своеобразного контролера отношений между "властью" и "обществом", который честно скажет, что у нас плохо. В принципе напоминает идеологию Навального)
  • lesgustoy· 2011-11-04 13:16:28
    В общем, художнику следует быть все более бдительным.


    ну не смешно?


    этой заключительной строки было бы достаточно
    а остальной массив текста - убрать
  • Aleks Tarn· 2011-11-04 13:19:02
    Поражает даже не то, что люди серьезно пишут подобную хрень, а то, что находятся такие, кто им серьезно отвечает. Первые, в конце концов, всего лишь жируют в прикормленной нише (индустрия платьев голого короля, как и любое мошенничество, всегда находила спрос). Но откуда берутся вторые? Господа, это ведь глупо - доказывать, что консервная банка с дерьмом - НЕ искусство.
    Зачем вы вообще принимаете в этом участие в качестве дискутирующих? Зачем ведетесь на эти банки, это дерьмо, этот деготь, эти перья, эти члены на мостах и прочую халабуду? В принципе - зачем? Пускай себе курируют, выставляют, рассуждают... Ежели кто-то за это дерьмо платит, то - да возблагоухает ему. Но вы-то зачем?
  • gaveston· 2011-11-04 14:16:32
    для Aleks Tarn

    Поражает не то, что люди серьёзно пишут подобное. И не то, что другие им серьёзно возражают. Поражает то, что иные возражают несерьёзно, т.е. не имея ни малейшего представления о предмете....
  • bakanova· 2011-11-04 14:48:43
    Очень актуальный текст. К комментаторам - думающий человек всегда думает разное, противоречит себе и опровергает свои же утверждения. Способность быть непоследовательным и подвижным в длительной временной перспективе отличное качество думающего. Самым виртуозным удается в рамках одного текста развернуться на 180 градусов и плюнуть себе в лицо. Поэтому буддизм, например, отрицает существование души и признает только существование сознания
  • Aleks Tarn· 2011-11-04 14:58:57
    для gaveston

    О каком предмете, помилуйте? Консервированное дерьмо и член на мосту есть предметы убогости человеческого духа. А "умное" теоретизирование вокруг этих предметов есть убогость в кубе. Вот и главная характеристика текста г-жи Деготь - убогость.
    Вся эта анархистская жвачка многократно пережевана, отрыгнута и, извините, высрана еще 70-80 лет тому назад; теперь ее даже в консервы не закатать - окаменела. Убога страна, убога культура, где поднимается на щит подобная чушь.

    Что до "малейшего представления", то КОРОЛЬ ГОЛ - вот и все вам представление, другого не будет.
  • gaveston· 2011-11-04 15:02:56
    Это потому, что душа в душу не плюёт, а сознание - плюёт?
  • zAdorno· 2011-11-04 15:25:48
    Деготь ещё не самый худший вариант. Вы бы послушали что несла мадам Свиблова на ТВ «Россия 24». Дескать, художник, закатывая дерьмо в банку, отдает людям самое интимное и сокровенное, всего себя без остатка. Между тем, как известно, Manzoni вкладывал в банку совершено другой «смысл».
  • marina-munk· 2011-11-04 15:27:12
    Хороший авторский анализ ситуации. Особенно актуально Ваше предупреждение художникам - быть более бдительными. Некоторые уже попали в машину использования их искусства в пропагандистских целях (имею ввиду выставку "Россия для всех"). Верно и то, что сейчас все, кто "отдастся" Гельману, будут служить власти как марионетки. Вот только не совсем понятна личная позиция автора - она "за" то, чтобы наше государство более активно аппроприировало современное критическое искусство или "нет"? Все-таки критику положено говорить не эзоповским, а прямым языком. Быть орудием капитализма и государства - разве от этого твоческое сознание и, значит, его продукт, не страдает?
  • gaveston· 2011-11-04 15:35:01
    Мне абсолютно не кажется, что текст убог. Мне также непонятно, что такое "предметы убогости человеческого духа" - это "предметы убогого человеческого духа" или "символы убогости человеческого духа"? Но в любом случае - отчего? Нежелание признать эти предметы достойными искусства напоминает мне замешательство Парменида в одноименном диалоге: "А относительно таких вещей, Сократ, которые могли бы показаться даже смешными, как, например, волос, грязь, сор и всякая другая не заслуживающая внимания дрянь, ты тоже недоумеваешь, следует или нет для каждого из них признать отдельно существующую идею, отличную от того, к чему прикасаются наши руки?" Нельзя только потому, что ipse dixit? Кроме того, все эти предметы и искусство, их обслуживающее не имеют никакой обязательной связи с анархизмом (если только Вы не называете анархизмом использование в искусстве сомнительных, по Вашему мнению, предметов).

    И потом, нагой король - не самое последнее представление....
  • marina-munk· 2011-11-04 16:20:16
    To Gaveston
    При том, что ваш комментарий очень созвучен моему восприятию статьи, я не поняла вот эту вашу мысль: "искусство, в свою очередь, стремясь максимально радикализироваться, станет - незаметно для себя - настолько формальным, что превратиться во вторую свою ипостась - (пустой) символ креативности потребителя". Радикализация в совриске приводит к арт-активизму, к уходу из художественой области (как Вы верно отметили). А "формализация" совриска - это эстетическое (художественное) направление. Радикализация, в моем понимании, не может привести к превращению в "пустой символ креативности". А у Вас это как-то вышло. Интересно как?
  • Aleks Tarn· 2011-11-04 16:21:02
    для gaveston
    >>>> Нельзя только потому, что ipse dixit? >>>>

    Именно так. Как я уже заметил выше, доказывать, что король гол, - занятие глупое. Потому, что все в конечном счете упирается в базовую аксиоматику - отчего бы тогда не сделать аксиомой само утверждение "король одет"? Вы можете возразить, что в таком случае невозможен любой спор. Но это не так. Честно мыслящие люди обычно заранее ограничивают свое аксиомотворчество определенными рамками - лишь это и делает разговор возможным.

    Но мошенник? Помилуйте, о чем можно спорить с мошенником, который вытаскивает аксиомы, как тузов из рукава?
    Поэтому - расширяя тезис, добавлю: доказывать, что король гол - не только глупо, но и недостойно, безнравственно. Недостойно потому, что серьезное отношение со стороны честных людей предоставляет мошенникам легитимацию, лицензию на вранье.
    А это плохо. Место мошеннику - не за академическим столом, а за лотком с тремя наперстками.
    Вот туда-то и отправляйтесь, сударь. Спорить с Вами я не стану - западло.
    Король гол - и точка.
  • prostipoma· 2011-11-04 16:34:21
    Мнение госпожи Деготь,это ее частное мнение, в дискурсе которого ничего особо оригинального нет. Меня более интересует манера это мнение подать, умение быть информативной и понятной даже в митинговой по сути статье не на самую близкую широкой общественности тему.Комментарии служат прекрасной иллюстрацией к рассуждениям Деготь о причудливой перцепции СИ почтенной публикой.
  • bakanova· 2011-11-04 18:21:56
    @gaveston...Потому что сознание постоянно подвергает сомнению возможность своего существования и не держится истерически за идентичность. Странные, всё-таки, комментарии... самолюбование, поиск логических противоречий в тексте и сплошная борьба с языком, в которой известно кто проиграет
  • gaveston· 2011-11-04 19:35:05
    to marina-munk

    Простите, если недостаточно ясно изъяснился. Дело в том, что слово "радикализация" может, в одном случае, характеризовать некую субверсивную деятельность, направленную против господствующей идеологии и тогда, действительно, в некоторых случаях, чисто художественная деятельность перестаёт быть таковой и становится деятельностью политической. Однако, если оспариваемая идеология, вследствие каких-то причин, максимально формализируется (и это, может быть, можно назвать радикализацией идеологии - не в смысле содержательного экстремизма, а в смысле максимальной десубстантивации), художественный ответ необходимо подвержен сходному процессу абстрагирования - и радикализация в ЭТОМ смысле означает переход искусства в "неокапиталистическую" ипостась.
  • gaveston· 2011-11-04 19:36:06
    to Aleks Tarn

    Спасибо, что избавили от необходимости Вам отвечать.
  • Игорь Хадиков· 2011-11-04 19:47:28
    Хорощий совет - правда хороший, на все времена!
    Жаль, что на работал никогда, тем более у нас.
  • Valentin Diaconov· 2011-11-04 21:20:00
    Итак, мы выяснили, что такое хороший художник. Это такой художник, чьи работы снимают перед визитами высокопоставленных лиц. Это, короче говоря, Сергей Братков. Ну что ж, поздравим Сергея.
  • Elena Strygina· 2011-11-05 03:59:53
    очень интересно
    http://nextweact.org/theory/2011/10/31/chem-nam-mozhet-pomoch-nasledie-situacionizma.html
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-05 08:44:21
    Хорошая статья. Мне очень понравилась. Автор рассуждает со знанием дела.
    Правда, призыв "люди, будьте бдительны!" уже звучал. Правда, совсем по другому поводу. А, может, и не по другому.
  • Alexandr Butskikh· 2011-11-05 08:51:01
    У меня - человека далекого от искусства - было представление о таком художнике, обычно одиноком, который творит "для себя", не заботясь мнением публики. Такой Поль Гоген, например, на острове.
    А оно вон как на самом-то деле. Только знай, крутись, между властью и капиталом (разве это не одно? так и пишут обычно - "власть капитала"). Когда же ему, бедному, шедевры создавать?
  • yuwelir1· 2011-11-05 17:00:32
    Для меня сегодня получился некий праздник: попал в свободную и не истеричную дискуссию. Мне-обывателю небезразличен этот спор . По нему складывается мнение о развитости субъектов искусства. И у меня не возникает разочарование, которое мне пытаются некоторые внедрить словосочетаниями типа: у нас всё плохо и мы куда то падаем и падаем, разлагаемся и разлагаемся. Но нам везет ибо уж такая пропасть глубокая, а может и бесконечная, что никак не сможем ни разбиться , ни разложиться. И потому возможны ещё подобного рода дискуссии в падении. Из моих выводов по впечатлениям от данной дискуссии: мы живём и будем "жить-дискутировать"-рефлексировать. "Быдло-массы" как бы этого кому-то ни хотелось тянутся к искусству в желании обогатиться кто чем, кому чего не хватает... Так что не обижайте в своих репликах обывателей - источника вашей мудрости. Толерантности и терпимости в искусстве должно быть в достатке. Надо не "брезговать", чтобы не получить "бумеранговый" ответ. Давайте жить дружно-уважительно и мирно. SWETOCT
  • nikster· 2011-11-06 02:28:28
    "Дерьмо художника" является произведением искусства, а не дерьмом художника, поскольку в него вложены значительные интеллектуальные силы самого автора.

    Аффтор жжёт напалмом)
  • kustokusto· 2011-11-06 03:55:01
    Статья очень напоминает меню буржуазного ресторана с претензией.
    И в конце - от человека - не советую, типа.
    Куды крестьянину податься.
    Ну, не то что... - ничего плохого в буржуазии нет - скромные и обаятельные. В Европе.
    У наших же свеженькие скелеты в шкафах ещё больно громко гремят.
    Не до пищеварения.
    Но ритуалы совершаются - меню поедается - независимо от качества - арт машина работает.
    Что же до простой публики - то валенки-в-сметане - о большем пока не мечтайте.
    Но скоро всё может измениться...
  • pervov_georgy· 2011-11-06 14:09:00
    Тезаурус тоталреализма. (Выборочно)

    «Антиглобалистское образное современное искусство», «антиглобалистское реалистическое современное искусство», «антиглобалистское национальное (традиционное) искусство» - Широкие определения образно-реалистических, фигуративных направлений, течений, жанров, а также национальных школ, традиционных художественных промыслов, народных изобразительных искусств и др., противостоящее «глобалистским визпрактикам»; обесчеловеченным, неодушевлённым, безжизненным, унифицированным, игнорирующим национальное своеобразие, традиции и т. п., абстрактивистско-формалистическим, концептуалистским направлениям, субобразным течениям, видам, жанрам, индустриально-производственным явлениям и др.

    «Антипросвещение глобалистское», «антипросвещение глобакратическое», «антипросвещение западлянское» - Занижение человеческих возможностей (человечества, человека) для удобства управления, манипуляции в интересах глобакратии, Запада, империи жёлтого дьявола. (Противоположно «А. г.»: см. «Русский европейский гуманизм», «советский европейский гуманизм»; «Сильное Российское государство»; «Советский апогей»; «Тотализм»).

    «Антисоветизм-расизм», «антисоветчик-расист» - Разновидность расизма.

    «Безобразные глобалистские визпрактики», «безобразный глобалистский мейнстрим», «безобразно-глобалистский тип визпрактик», «эпигонство глобалистского безобразия» - Широкие определения обесчеловеченных, неодушевлённых, безжизненных, унифицированных, игнорирующих национальное своеобразие и т. п., абстрактивистско-формалистических, концептуалистских направлений, течений, видов, жанров и др. визуальных практик.

    «Безобразное современное "искусство"», «безобразие», «безобразняк», «безобразие глобалистское», «безобразие западнистское» ("западнизм" - слово А. А. Зиновьева.), «эпигонство глобалистского безобразия», «безобразие глобаедское», «безобразие глобакратское», «безобразие западлянское»,«традиционное безобразие», «заумь безобразная», «морок безобразный», «нежить безобразная», «безобразная сущность», «безобразная нечисть», «капище безобразное», «кишение безобразное», «фетиш безобразный», «ахинея безобразная», «фантом безобразный», «идолище, поганище безобразное», «кумирня безобразная», «бурханище безобразное», «безобразная самодеятельность», «кустарное безобразие», «артельное безобразие», «безобразное творчество», а точнее «безобразная визуальная практика», «безобразное визуальное творчество», а также; «глобаедская визпрактика», «субвизуальная практика», «визуальная сублитература», «каляка-малярт», «поц-"арт"», «маразмарт», «хохмарт», «краскопись», «мёртвопись», «мортопись» и т. п., - широкие определения абстрактивистско-формалистических, концептуалистских направлений, течений, видов, жанров и др., визуальных практик.

    «Глобакрат» - Субъект глобалистских процессов, проводник интересов сверхбогатых частных собственников, коррумпированных групп мировых элит, государств-гегемонов, наций-колонизаторов. Субъект, конструкт манипуляционных технологий СМИ глобалистской власти, лояльный глобалистским процессам (См. «Глобализация»).

    «Глобакрат-расист» - Глобакрат - носитель расистской идеологии (См. «антисоветчик-расист»; «русофоб-расист»).

    «Глобакратизаторство», «глобакратизация», «глобакратизатор» - Глобакратическое совращение, насилование. Глобакрат-совратитель, насильник. (См. «Глобакратия»).

    «Глобакратия» - Глобалистская власть в интересах сверхбогатых частных собственников, коррумпированных групп мировых элит, государств-гегемонов, наций-колонизаторов.

    «Глобакратия русскоязычная», «глобакрат русскоязычный» - Говорящая, в основном, по-русски, глобакратия. (См. «Глобакратия»).

    «Глобализация» – Общемировые явления, инициированные и контролируемые в интересах сверхбогатых частных собственников, коррумпированных групп мировых элит, государств-гегемонов, наций-колонизаторов.

    «Глобалистские визпрактики», «глобалистское современное "искусство"», «глобалистское безобразное современное "искусство"», «глобалистский масскульт», «глобалистский безобразный масскульт», «глобалистское стандартизованное безобразие», «единобезобразие», «глобалистские визакты», «глобалистские фотопрактики», «глобалистский фотостандарт» - Широкие определения обесчеловеченных, неодушевлённых, безжизненных, унифицированных, игнорирующих национальное своеобразие и т. п., абстрактивистско-формалистических, концептуалистских направлений, субобразных течений, видов, жанров и др., визуальных практик.

    «Глобалистский гегемонистский дискурс», «глобалистский узурпаторский дискурс», «глобакратический дискурс», «западный гегемонистский дискурс», «западлянский дискурс», «западлянская пропаганда» - Слова, мысли, идеи, доктрины западных (глобалистских) "хозяев дискурса" и их ретрансляторов, которые записываются, вбиваются, вдалбливаются в сознание масс подконтрольными СМИ, а также: колаборационистскими; "философией", безобразным современным "искусством", современной "литературой" и т. п.

    «Глобалистское охранительство», «глобалистский консерватизм», «глобализатор-охранитель», «глобализатор-консерватор» - (См.

    «Глобализация», «Глобалистский гегемонистский дискурс»).

    «Глобуржуазия», «глобуржуа», «глобуржуй», «глобуржуйка» – Глобалистская буржуазия. Наднациональный, отчуждённый от своего народа, уклада и тягот его повседневной жизни, традиций, ценностей и т. п., класс частных собственников, имеющий приоритетный доступ к мировому богатству и получающий значительные доходы и выгоды, несоответствующие вложенному труду.

    «Гомоглоб», «глобанько», «глобанутый», «глобанутость» - Человек глобалистский. Человек выведенный глобакратией для удобства управления в своих интересах.

    «Государственная нормативная культура», «нормативная культура», «нормативная массовая культура» - Культура, воспроизводящая и охраняющая базовые, фундаментальные национальные ценности. Приоритетная, для защиты государством, культура. (См. «Советская культура»). Приоритетная культура по отношению к ненормативной, дивиантной, субкультуре.
    ...
    www.totalrealism.com
  • Алексей Мелёшкин· 2011-11-08 06:39:40
    бродили по пустым этажам Arthouse Squat Forum. Два (!) зала имеют права быть. Остальное --- банальный тупой бред. Сколько на это потрачено денег и сколько в этих залах людей --- не суть.
Все новости ›