Колхас – своего рода «Корбюзье постмодерна».

Оцените материал

Просмотров: 22422

Ощупывание: итоги года на «Стрелке»

Сергей Ситар · 13/07/2011
СЕРГЕЙ СИТАР о Реме Колхасе и о том, почему выпускники «Стрелки» отнеслись к России как к корове, которую можно разве что правильно ощупать

©  Предоставлено Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Презентация студентами «Стрелки» своих проектов

Презентация студентами «Стрелки» своих проектов

Конкурируя со Сколково, новорожденный Институт архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка» мечтает стать локомотивом перехода России на путь инновационного развития. Год назад он начал свою работу с постановки пяти проблем, или, точнее, с выделения пяти грустных парадоксов нашего времени: «ностальгического беспамятства» в области охраны наследия, «озабоченного бездействия» в сфере энергетической модернизации, «доминирования виртуального» в сфере физического общественного пространства, «непродуктивной сверхпродуктивности» в области землепользования и, наконец, «прославления нерелевантного» в сфере проектирования. Представленные недавно на суд публики итоговые исследования 33-х студентов первого набора заметно отклонились от этих интригующих парадоксов и, пожалуй, даже не ставили перед собой задачу вскрыть глубинные причины их возникновения.

Следовало ли ожидать иного? Наверное, нет, учитывая, что из поля зрения автора учебно-исследовательского плана этого премьерного года (гениального голландского архитектора-интеллектуала Рема Колхаса) с самого начала выпал, пожалуй, центральный трагический парадокс нашего времени: стремительное развитие информационных сред, увы, сопровождается не менее резким падением уровня осмысленности циркулирующих в этих средах сообщений. Из-за этого исходного пробела где-то на обочине учебно-исследовательского процесса остались сами эти информационные среды — точнее, культура как система производства значений и знаний.

Хотя «пять парадоксов» изначально анонсировались как глобальные, все студенческие работы в конечном итоге были посвящены РФ и Москве (за одиноким исключением проекта Дениса Леонтьева, рискнувшего обратиться к общемировой практике охраны наследия). В отчетных выступлениях выпускников «Стрелки» Россия характеризовалась посредством головокружительного набора статистических сводок, графиков, таблиц и «таймлайнов», включая схемы транспортных коммуникаций, диаграммы добычи сырья, финансовые потоки, функционально-территориальное зонирование, трубопроводы, доходы, климат, туризм, ВВП и т.п. Одним словом, она предстала как огромный комплекс hardware и электричества, для которого еще не написали достойного программного обеспечения. Немногочисленные (и поэтому очень приятные) вспышки интереса к культуре носили по существу ретроспективно-ностальгический и почти исключительно «интровертный» характер. На фоне изобилия сведений и формулировок многозначительно отсутствовала одна мыслительная перспектива — восприятие и понимание России как действующего участника международного культурного и политического процесса, как территории разумной и сконцентрированной не только на самой себе.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Andrei Goncharov· 2011-07-13 14:45:16
    Спасибо за текст.

    В текст вкралась неточность: польского студента зовут Куба Снопек.
  • KOTOV· 2011-07-17 20:11:53
    STRELKA - это архитектурная "ФАБРИКА ЗВЕЗД". Найди 10 отличий. Удивительно, что для того чтобы увидеть неудачу понадобился целый год.
Все новости ›