Главное – продать, а уж как хранить – пусть думает тот, кто купил.

Оцените материал

Просмотров: 20009

Жизнь коротка, и цифровое искусство не вечно

Екатерина Лазарева · 21/06/2011
Как музеям хранить искусство, которое по своей природе хранится лишь недолго?

©  Smithsonian American Art Museum

Нам Джун Пайк. Электронное шоссе: США, Аляска, Гавайи

Нам Джун Пайк. Электронное шоссе: США, Аляска, Гавайи

Эти хрупкие новые медиа
В своей работе «Мальчик с Марса» (The Boy from Mars, 2005) художник Филипп Паррено предложил посетителям выставки целый шкаф с DVD-дисками его фильма в качестве подарка. Однако поверхность этих дисков он подверг специальной химической обработке, так что как только с диска снимали обертку, поверхность его окислялась, и все данные становились нечитаемыми. Паррено всего лишь сделал наглядным реальное положение вещей с так называемым искусством новых медиа. Нечто похожее, только растянутое во времени, происходит со всей современной культурой, оцифровка которой изначально была направлена как раз на сохранение. В этом смысле искусство новых медиа, работающее на самом крае передовых технологий, как бы предвосхищая будущее, рискует быть предано забвению скорее других художественных медиа.

Искусство новых медиа — общее название для самых разных художественных практик, использующих или создающих новые технологии, от электроакустической музыки, видеоарта и компьютерной графики до 3D-анимации, сетевого и интерактивного искусства, а также искусства робототехники и биотехнологий. По приблизительным оценкам, 20 процентов произведений искусства, которые создаются сегодня, по крайней мере на Западе, представляют собой искусство новых медиа, и процент таких работ будет только расти. Вместе с тем именно это искусство очень уязвимо перед течением времени, поэтому обладание им требует от музеев переосмысления своих традиционных функций собирания, хранения и экспонирования. И если сегодня музейщики еще могут уповать на то, что с живым художником всегда можно посоветоваться по поводу необходимого «апдейта» или «апгрейда», уже через пятьдесят лет такой возможности может не оказаться.

©  Tate 2006

Филипп Паррено. Мальчик с Марса. 2005

Филипп Паррено. Мальчик с Марса. 2005

Конечно, хранение традиционных видов искусства также представляет немало трудностей, но оно не оборачивается для музеев, коллекционеров, хранителей и кураторов такой подчас неразрешимой проблемой. Помимо прочего, произведения новых медиа гораздо менее долговечны, нежели скульптура, живопись или даже графика, — считается, что оптические диски хранятся от 30 до 100 лет, а аудио- и видеопленка — всего 10—20 лет. Французская академия наук недавно выпустила предупреждение учреждениям и гражданам о «цифровой амнезии», советуя регулярно делать резервные копии всех дисковых архивов, от научных каталогов до семейных альбомов, поскольку продолжительность жизни DVD и Blu-ray-дисков очень ограниченна, даже если они не используются.

Другая причина уязвимости искусства новых медиа — все более быстрое устаревание технологий, что грозит выходом из строя устройств воспроизведения и программного обеспечения. Это заставляет полностью пересмотреть общепринятые музейные принципы, положенные в основу консервации и реставрации традиционных художественных медиа. Традиционно для каждого вида искусства выработана своя процедура, методология и техника реставрации, опирающаяся на золотые правила — документирование и обратимость. В традиционном музейном хранении речь всегда идет о необходимости физического сохранения произведения и минимизации его изменений, и сегодня эта самая консервативная стратегия коллекционирования переносится на искусство новых медиа. При этом если в случае живописи незначительные изменения (легкие кракелюры, потемнение) со временем не меняют радикально природу изображения и подчас даже сами фетишизируются, как знаки времени, то устаревание тех или иных носителей, устройств или механизмов в произведениях медиаарта способно работу полностью уничтожить, физически и (или) символически.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • zAdorno· 2011-06-21 19:21:31
    Короче, сплошной геморрой. Выход один - оцифровать всё к чертовой матери. Что бы понять «Фонтан» Дюшана не обязательно нарезать круги, как вокруг Дискобола.
  • Dobskee· 2011-06-21 20:33:46
    "Digital art conservation" — «Цифровое забвение»? Очень поэтичный, но слишком вольный перевод :)
  • Dobskee· 2011-06-21 20:35:36
    Ах, пардон. Вижу теперь: дело не в переводе, а в неточной ссылке. Точной была бы вот эта: http://www.digitalartconservation.org/index.php/en/symposium-i.html
Все новости ›