Такого невыносимого мерчандайзинга я, пожалуй, не видел даже на ярмарках.

Оцените материал

Просмотров: 17233

Дневник биеннале. Часть первая

Андрей Паршиков · 02/06/2011
АНДРЕЙ ПАРШИКОВ из Венеции: Кулик и Тинторетто в темноте, Артур Баррио, Шлингензиф, немного Марины Абрамович, много бумажного мусора и бар в отеле «Бауэр»

Имена:  Артур Баррио · Олег Кулик · Якопо Тинторетто

©  Brazilian representation for the 54. Esposizione Internazionale d’Arte di Venezia / 54bienalveneza.org.br

Артур Баррио во время работы над инсталляцией для бразильского павильона

Артур Баррио во время работы над инсталляцией для бразильского павильона

Приехал тридцать первого чуть позже, чем было задумано, и оказалось, что уже многое пропустил. Но самое интересное началось уже на вокзале: невозможно было сесть на вапоретто до нужной остановки — только до пары узловых. На этот день пришлась выбившая весь город (ну уж точно биеннальную, то есть большую его часть) из привычной колеи 24-часовая забастовка водителей водного транспорта. Параллельно на вокзале шла забастовка уборщиков. Огромные очереди образовались около билетных касс вапоретто, и каждому клиенту кассир упреждающе сообщал о забастовке, давая понять, что в этот день особенно не покатаешься.

Из-за этого всего в первый день удалось успеть только на показ видеоинсталляции Олега Кулика «Вечерня Богородице» в Скуола ди Сан Рокко. Пресс-релиз лукавил. Там было написано вот что: «Можно не только услышать, но и увидеть актуальность этических и эстетических коллизий Монтеверди. В постановке была совершена попытка воспроизвести старинный ритуал литургии с помощью новых технических средств. Авторы попытались приблизить эстетическое переживание по силе и качеству к тому, каким бывает переживание религиозное, сделать происходящее в театре частью приватного пространства зрителя, изменяя его сознание. Инсталляция позволит зрителю не только погрузиться в атмосферу театральной постановки, но и благодаря специальной технике окажется окруженным оригинальными спецэффектами, проецировавшимися во время спектакля на сцену и зал театра Шатле».

Не знаю, каким бывает переживание религиозное, но изменить сознание просто показом психоделического видео без определенных для этого дополнительных средств художникам и авторам «спецэффектов» было явно не под силу. Сознание зрителя уже привыкло к тому, что в старинной церкви наряду с аутентичной живописью (в Венеции, как правило, шедевральной) может располагаться современное искусство, и чаще всего декоративное видео, и чаще всего находящееся в околорелигиозном риторическом поле. После этого в «Вечерне» сложно усмотреть какое-то новаторство. Ocean without a shore Виолы в прошлый приезд на биеннале впечатлил меня больше.

©  Brazilian representation for the 54. Esposizione Internazionale d’Arte di Venezia / 54bienalveneza.org.br

Артур Баррио во время работы над инсталляцией для бразильского павильона

Артур Баррио во время работы над инсталляцией для бразильского павильона

Но зато можно было ночью осмотреть потрясающий зал второго этажа с огромным количеством живописи Якопо Тинторетто, по задумке куратора — одного из основных авторов нынешней биеннале. К сожалению, на первом этаже рассмотреть живопись великого барочного художника оказалось невозможно, поскольку видео, естественно, требует отсутствия света. Примечательно, что весь этот проект демонстрировался в Венеции 31 мая, в день смерти Тинторетто. Очень большая дань уважения, за исключением невозможности увидеть тех работ, что были погружены во тьму. Эдакая прививка Тинторетто, чтобы зритель не пострадал на следующий день от синдрома Стендаля на выставке ILLUMInations.

На следующий день началось профессиональное превью выставки в Джардини ди Биеннале. Уже на входе каждый желающий мог получить две сумки с разного рода полиграфией, от павильона к павильону ее количество нарастало в геометрической прогрессии. Такого невыносимого мерчандайзинга я, пожалуй, не видел даже на ярмарках, уж на предыдущих выставках в Венеции точно. К концу осмотра национальных павильонов в Джардини у меня на руках было шесть сумок с пресс-материалами и каталогами общим весом в районе восьми килограммов. В Джардини на открытии всегда довольно весело: можно встретить даже тех, с кем не договаривался и кого не видел около года. Я уверен, что у кого-то наверняка есть такие знакомые, которых можно встретить только здесь раз в два года. В первый день я решил обойти все павильоны, где нет большой очереди на входе. За бортом остались США, Великобритания, Япония и Израиль, ну и русский павильон, куда все равно придется идти на открытие.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • oved· 2011-06-02 23:50:56
    "Расставим оценки и приоритеты":
    Если нет вапоретто, возьми такси - учитывая качество выхода, это хоть как-то оправдает аккредитацию.
    "...у меня на руках было шесть сумок... общим весом в районе восьми килограммов..."
    Ну, слава Богу - не зря приехал.
Все новости ›