Найти деньги у нас легче, чем договориться с музеями.

Оцените материал

Просмотров: 46404

Полеты Лабаса и силы музейного тяготения

Фаина Балаховская · 15/04/2011
Российскому художнику важно иметь хороших наследников, считает ФАИНА БАЛАХОВСКАЯ

Имена:  Александр Лабас

©  Предоставлено пресс-службой ГТГ

Александр Лабас. В полете. 1935

Александр Лабас. В полете. 1935

Александр Лабас всегда был культовым художником интеллигенции — диссидентствующей, но романтизировавшей революцию и двадцатые годы. Сейчас он по-прежнему популярен, хотя как быть с советской романтикой, неясно: для осмысления его искусства, как и вообще для советской живописи, по-прежнему нет инструментария.

Художник очень приятный, хотя и скромного диапазона, милый человек с романтической историей женитьбы на выпускнице Баухауса, приехавшей в СССР вместе с делегацией немецких архитекторов (впоследствии верная подруга Ленни Беновна), Лабас всем и всегда нравился. В России надо жить долго, и ему это удалось, как и другим кумирам — Фаворскому и Фальку. Среди легенд застоя — художников, хранивших в царстве соцреализма тайные истины свободного искусства, — он один из немногих, кто дожил до лучших времен. Он видел, как приоткрылись запасники, как искусство авангарда просочилось на выставку «Москва — Париж», а его собственные произведения, оправданные непререкаемым фактом добровольного участия в Гражданской войне, заняли место в экспозициях крупнейших наших музеев. Мудрый, много переживший человек, скромно считавший себя гением, он был уверен, что главный зритель, способный оценить в полной мере его произведения, там же, где его мысли: в далеком будущем.

©  Предоставлено пресс-службой ГТГ

Александр Лабас. Полет на Луну. 1935

Александр Лабас. Полет на Луну. 1935

Выставку, предложенную вниманию не вполне уже современников, но все же и не далеких потомков, делали по инициативе наследницы художника, главы его фонда Ольги Бескиной-Лабас. Формальная привязка к 110-летию Лабаса нужна была скорее для музейных планов. Как говорит Бескина-Лабас, «у нас любят делать выставки к датам, я не считаю это важным. Моей целью было сделать статусную выставку, а Третьяковская галерея — это у нас самый высокий статус. И Лабас ее любил, гордился, что в ней хранится так много его работ. В свой последний, 83-й день рождения, когда гости пожелали ему дожить до ста лет и сделать выставку в Третьяковке, он ответил: ну, эту выставку Олечка будет делать уже без нас. Это был мой долг. Я долго добивалась этой выставки». Бескина-Лабас считает выставку принципиальной, эпохальной, важнейшей для репутации — и по числу лучших, главных в творчестве Лабаса вещей, и просто по месту ее проведения. Наследница свою задачу выполнила. И это немудрено: она давно работает с отечественными музеями и знает правила. Она знает, как направить в Третьяковку письмо, чтобы его не потеряли; знает, что на выставку нужно достать деньги, что необходимо создать фонд; знает, каким путем пройти, чтобы со всеми в Третьяковке договориться и никого не обидеть. Это все очень и очень непросто.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • sir-charlie· 2011-04-15 16:51:27
    А стоит ли быть такой злой?
    Будто Лабас только что на ногу наступил и не извинился
  • Valentin Diaconov· 2011-04-15 18:58:52
    "Городская площадь", действительно, очень хороша. И статья прекрасная. А все потому, что музеи наши суть хранилища. Символично, что хранилище Музеев Кремля хотят на Боровицкой площади строить: это и есть их понимание музейной жизни, главная функция музея - сидеть на вещах и время от времени радоваться новым рамам. А, еще жаловаться на недостаток денег.
  • Zoya Katashinskaya· 2011-04-15 22:52:42
    Спасибо за адекватную рецензию. От выставки ожидала большего - теперь стало ясно, почему не оправдались надежды...
Читать все комментарии ›
Все новости ›