Оцените материал

Просмотров: 32310

Вернисажи недели. 7–14 сентября

07/09/2009
Начали открываться спецпроекты Московской биеннале: для затравки – целых две интригующих выставки Альберта – Скерсиса – Филиппова в Stella Art Foundation

Имена:  Александр Джикия · Андрей Филиппов · Антонина Софронова · Валерий Орлов · Виктор Скерсис · Дерте Франке · Дмитрий Цветков · Йенс Райх · Константин Батынков · Леонид Ламм · Леонид Пастернак · Марк Баудер · Наталия Турнова · Николай Наседкин · Ростислав Лебедев · Сабрина Ван Ден Хеуфел · Сергей Шутов · Тимоти Персонс · Тинг Чанг · Фарид Богдалов · Хенни Бохерт · Юлия Жданова · Юрий Альберт · Юрий Афанасьев · Яков Каждан · Яспер Хрун

©  Предоставлено Галереей pop/off/art

Ростислав Лебедев. Заветные сказки

Ростислав Лебедев. Заветные сказки

8 сентября, вторник
pop/off/art


Ростислав Лебедев. Заветные сказки

©  Предоставлено Галереей pop/off/art

Ростислав Лебедев. Заветные сказки

Ростислав Лебедев. Заветные сказки

Галерейная выставка одного из классиков соц-арта 1970-х годов (р. 1946): серия шкатулок, выполненных мастерами Палеха по эскизам Лебедева. В основу миниатюр легли мотивы фривольных «заветных русских сказок», собранных Афанасьевым в середине XIX века. Как нам сообщают, это насмешка «над лицемерием современных догматиков, говорящих о “возвращении к корням”».
По 26 сентября


8 сентября, вторник, 18:00
«Е.К.АртБюро» (Малый Кисельный переулок, дом 4, стр. 1, кв. 4)


Юлия Жданова. Жемчужина

Продолжение серии проектов, в которой молодая художница обращается к скульптурам пионерок. Но, судя по всему, это что-то новое. «На данном этапе моя идея состоит в том, чтобы попробовать сконструировать искусственное пространство советской эпохи, некую комнату, типовую, как в каком-нибудь детском пансионате или школе… Название выставки “Жемчужина”, на мой взгляд, отражает этот общий характерный стиль различных мест общественного отдыха и времяпрепровождения; попадая куда, всякий человек должен был бы ощущать себя абсолютно счастливым. Даже сейчас, когда приходится бывать в каком-нибудь месте, которое называется “Жемчужина”, оно чаще всего почти полностью разрушено и разбито».
По 23 октября


9 сентября, среда, 14:00 (пресс-показ), 16:00 (вернисаж)
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, 2-й этаж


Русское искусство XVIII—XX веков из собрания Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», город Истра

©  Предоставлено ГТГ

Николай Лаков. Вечерняя улица. Трамвай. 1928

Николай Лаков. Вечерняя улица. Трамвай. 1928

Выставка из серии «Золотая карта России». Более семидесяти лучших экспонатов из известной коллекции со сложной судьбой. Музей был основан в 1920 году на месте закрытого Новоиерусалимского монастыря; ядро коллекции сложилось в 1920—1930-е годы в результате национализации усадебных собраний (частично брошенных). После войны и вплоть до конца советского времени в силу провинциальности музея туда попадали ненужные крупным музеям произведения разного рода кумиров либеральной интеллигенции. Сегодня музей выгнали из Воскресенского монастыря, вроде бы ему строят новое здание, которое откроется в 2013 году. Будет показана живопись, графика и декоративно-прикладное искусство XVIII—XIX столетий, собрание ХХ века (Л. Пастернак, А. Софронова, Р. Фальк, А. Осмеркин), избранные произведения К. Горбатова (1876—1945), уехавшего из России в 1922 году (его архив был передан в фонды музея из Берлина в 1964 году).
По 11 октября


9 сентября, среда, 18:00
Крокин-галерея


Трактористы

Проект с чрезвычайно путаной концепцией. Он посвящен 35-летию знаменитой «Бульдозерной выставки», первой попытки художников-нонконформистов хотя бы символически выйти к публике, — попытки, очень неловко подавленной властями с помощью бульдозеров. Авторы выставки, судя по всему, сочувствуют скорее бульдозерам: «Выставки как таковой не получилось, чего-то внятного показано не было, был некий суррогат мотиваций из области «арта» и социального выпада, отчасти провокации… Впрочем, акция оказалась скомканной, и скомканной отнюдь не бульдозерной техникой. Она изначально была неоднозначной. Однозначным был лишь ковш бульдозера и несколько завышенная аффектация интерактивного ответа власти. По сути, не будь бригады бульдозеристов, об этой выставке едва ли кто и вспомнил». Участвуют в основном художники галереи: Константин Батынков (автор идеи), Фарид Богдалов, Александр Джикия, Валерий Орлов, Николай Наседкин, Наталия Турнова, Дмитрий Цветков, Сергей Шутов и другие.
По 11 октября


9 сентября, среда, 18:00—22:00
Stella Art Foundation: Мытная ул., 62 (18:00—21:00); Скарятинский переулок, 7 (20:00—22:00)


Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов. Show and Tell: Художник и его модель

Открывается первый крупный специальный проект Московской биеннале. На Мытной улице групповая выставка трех ветеранов концептуализма 1980-х под названием «Омут», а на Скарятинском — ретроспектива Виктора Скерсиса, включающая в себя реконструкции его классических объектов, а также живопись и фотографии. Обе выставки, как и положено московским концептуалистам, посвящены ни больше ни меньше как фундаментальным теоретическим проблемам взаимосвязи формы и содержания, однако бояться чего-то занудного не стоит. Три гроба Альберта, исповедальные кабинки Скерсиса и «инфернальный пруд» Филиппова, мы уверены, скорее развлекут вас. Экспозиция на Мытной еще носит условное название «Выставка группы “Купидон”», но существует ли такая группа на самом деле — тут мнения участников выставки, как выяснилось, расходятся.
По 9 ноября


9 сентября, среда, 20:00
Киноклуб «Сине-Фантом»


Яков Каждан. Дохлая кошка

Для тех, кто еще не видел, — показ автобиографического фильма художника. Автор говорит: «“Дохлая кошка” — безбюджетный проект, снятый на собственные деньги, причем это была моя принципиальная позиция. Для меня наши бумажные перформансы закончились именно тогда, когда за них начали платить деньги». Дохлая кошка — это цитата из Сэлинджера: «Дохлая кошка бесценна, потому что ей нет цены; а еще и бессмертна, так как умереть дважды нельзя».


10 сентября, четверг, 16:00
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, Мраморный дворец


Леонид Ламм. От утопии к виртуальности

©  Предоставлено Государственным Русским музеем

Леонид Ламм. От утопии к виртуальности

Леонид Ламм. От утопии к виртуальности

Персональная выставка одного из участников движения соц-арт, c 1982 года живущего в США. Представлены работы разных лет, начиная с графических абстракций середины 1950-х и до недавних видео, но, по утверждению автора, это не ретроспектива, а скорее концептуальный проект, тема которого — авторское представление о логике собственного творческого пути.

Леонид Ламм учился в середине 1940-х на архитектурном факультете Строительного института, где преподавал Яков Чернихов. Они часто встречались в домашней обстановке, и Ламм рано познакомился с творчеством художников авангарда, что сказалось на его работах. Выставка продемонстрирует, что он рано начал заниматься ассамбляжем, использованием текстов, игрой с идеологическими символами и даже акционизмом (в 1967 году он вместе с И. Гельбахом ночью облил красной краской памятник Маяковскому, рассчитывая на реакцию случайных зрителей и властей). В настоящее время художник занимается, по его выражению, «реинкарнацией» своих старых сюжетов в новых технологиях, включающих в себя инсталляцию и компьютерные образы.
По 12 октября


10 сентября, четверг, 19:00
Государственный центр современного искусства


1989-2009. Меняющийся мир — запечатленное время. Дискуссия

©  Предоставлено ГЦСИ

Меняющийся мир – запечатленное время. Талгат Асыранкулов. Кланяюсь на Восток - смотрю на Запад. 2008

Меняющийся мир – запечатленное время. Талгат Асыранкулов. Кланяюсь на Восток - смотрю на Запад. 2008

В рамках одноименной выставки фотографий из бывших советских республик и Берлина (кстати, советуем вам посетить ее: нам выставка понравилась) — диалог профессора-историка Юрия Афанасьева с Йенсом Райхом, одним из лидеров восточногерманского гражданского движения конца 1980-х, основателя общественной реформаторской организации «Новый Форум». Постсоветский необуржуазный либерал, таким образом, говорит с гэдээровским новым левым, ныне «зеленым». Тем, кто в последние двадцать лет жил, а не спал, это должно быть очень любопытно.


10 сентября, четверг, 20:00
Актовый зал


Идентификация

В рамках открытия сезона в «Актовом зале» на «Фабрике» — уик-энд культурного центра Melkweg из Амстердама, и на нем, среди прочего, в зале Оливье — выставка голландских фотографов (Яспер Хрун, Тинг Чанг, Хенни Бохерт, Сабрина Ван Ден Хеуфел), объединенных исследованием темы идентификации. А также DJ Set GLOBAL CLIMAX (концептуальный музыкальный проект) в «Актовом зале» и, говорят, фуршет.


11 сентября, пятница, 17:00 (встреча с авторами), 19:00 (показ фильма)
Государственный центр современного искусства


«Каждый молчит о своем». Показ фильма

В рамках той же (см. выше) выставки «1989—2009. Меняющийся мир — запечатленное время» — показ фильма, посвященного политическому преследованию в ГДР. Нам пишут: «Проницательно и тонко авторы фильма показывают, как существенно и необратимо влияли преследования и репрессии восточногерманской службы безопасности (Штази) и политически обоснованное лишение свободы на личную судьбу и сегодняшнюю жизнь граждан бывшей ГДР». В 17 часов выступают режиссеры Марк Баудер и Дерте Франке, а в 19 покажут сам фильм.


11 сентября, пятница, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»


Лекции о Доме Мельникова

©  Sergei Arssenev / wikimedia.org

Вид дома Мельникова со стороны сада, 2007 год

Вид дома Мельникова со стороны сада, 2007 год

В рамках просветительской программы «Авангард страны советов» — несколько выступлений о знаменитом шедевре конструктивизма: Андрей Гозак говорит о Доме Мельникова с архитектурной точки зрения, Екатерина Мельникова-Коринская — о борьбе за сохранение дома и наследия Константина Мельникова. Будет также показан фильм «Храм души Константина Мельникова», снятый Центром современной архитектуры по заказу ГТРК «Культура».




12 сентября, суббота, 19:00
Санкт-Петербург, Лофт-проект «ЭТАЖИ» (Лиговский проспект, д. 74)


Helsinki School. Новая финская арт-фотография

©  Информационный центр «ФотоДепартамент»

Сусанна Маюри. Спаситель. 2008

Сусанна Маюри. Спаситель. 2008

«Хельсинкская школа» — это понятие, которое придумал профессор Университета искусств и дизайна в Хельсинки Тимоти Персонс. Точнее, это своего рода звание, которое он выдавал всем студентам, которые решились перестать быть фотографами и стать — важный нюанс — современными концептуальными художниками, использующими в своем творчестве фотографию. Все получилось просто отлично: финские художники стали известны во всем мире; в университете открылась галерея Taik, ныне имеющая филиал в Берлине; издается множество альбомов; и всех интересует этот феномен — финское фото. Вот бы и нам так! Выставка, на которой показано около ста больших фотографий и несколько видеопроекций, организована информационным центром «Фотодепартамент» совместно с галерей Taik и Лофт-проектом «ЭТАЖИ». В воскресенье 13 сентября в 18:00 состоится встреча с куратором Тимоти Персонсом.

 

 

 

 

 

Все новости ›