Оцените материал

Просмотров: 23449

Что русскому единая Европа?

19/05/2009
Представительство Европейской комиссии в России объявило конкурс для художников, посвященный теме единой Европы. Кураторское жюри под руководством ЕКАТЕРИНЫ ДЁГОТЬ обсуждает, как можно было бы подойти к этой непростой теме

©  Тимофей Яржомбек

Что русскому единая Европа?
Конкурс «Европейская мастерская: Творчество в общем культурном пространстве» рассматривает заявки российских современных художников на инсталляции (в том числе видеоинсталляции), посвященные двадцатой годовщине падения Берлинской стены и пятой годовщине расширения ЕС на Восток. «Цель концепции – показать Европу как одно открытое культурное пространство, в котором отсутствуют барьеры, стены и занавеси; в котором культурный диалог и свобода передвижения играют важную роль для творчества, инноваций и взаимопонимания». Для выставки, которая пройдет в июле в Центральном Доме художника, будет отобрано двадцать проектов. Подробнее условия конкурса можно прочитать здесь.
Все это только на первый взгляд звучит просто. Тема Европы для России традиционно болезненная. Куда более болезненная, кстати, чем тема России для Европы. И нельзя сказать, что на эту тему существует в современной России какая-то вменяемая дискуссия, которая позволила бы выдать множество содержательных работ на-гора.

Дискуссия, и очень активная, существует в самом Евросоюзе: должна ли Европа представлять собой нечто единообразное и бюрократическое или, напротив, стать форпостом различия (diversity), в том числе впитать и представителей неевропейских национальностей, которые там теперь живут. С этой точки зрения Россия воспринимается как безусловная Европа — так в Европе думают очень многие, но в самой России об этом мало кто знает. И почти никто не думает.

Поэтому Екатерина Деготь, приглашенная в качестве председателя жюри, предложила создать не обычное, а «кураторское» жюри, которое, внимательно читая поступающие предложения, также само займет активную позицию: будет публично обсуждать тему, предлагать художникам по своему выбору участвовать в конкурсе, будет работать с поступающими проектами. Задача этого жюри — не просто пассивно оценить то, что попадет к нему в руки, но взять на себя ответственность за полноценную выставку-эксперимент: возможна ли вообще сейчас работа российского художника на европейскую тему? Слишком многое, кажется, нас разделяет, слишком сильна антизападническая риторика в России, слишком самодостаточным стал российский контекст…

Председатель жюри пригласила к участию в нем кураторов Юлию Аксенову, Анну Зайцеву, Дарью Пыркину и Стаса Шурипу.

На конкурс уже поступили работы. И хотя сроки конкурса продлены до 29 мая, авторы уже поданных работ могут быть уверены, что они не оказались в невыгодном положении по сравнению с теми, кто откликнется на разговор кураторов, опубликованный сегодня. Все заявки будут проходить конкурс на одних и тех же условиях.

На первой встрече кураторы, пока в узком составе, начинают обсуждать тему конкурса и вообще проблематику «Россия — Европа». Кураторы никоим образом не собираются влиять на решения художников… но кое-что хотели бы прояснить сами для себя.

В беседе участвовали:
Юлия Аксенова
Екатерина Деготь
Дарья Пыркина
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • atomniy· 2009-05-19 22:00:36
    Насыщенность и актуальность темы где-то на уровне "Как я провел лето".
    Чем заманили в жюри чисто отчетного для еврочиновников мероприятия таких интересных и думающих людей?
  • olesya-lyuta· 2009-05-20 15:05:33
    to atomniy
    боюсь, это как раз крайне актуальная и драматичная тема для россии. это тема, где думать придется не о евро-банальностях, а о собсвенной истории, о литературе. вот например, о гоголе и достоевском, об украине и польше, о русском авангарде, ставшим редким прорывом локальной идеи "на европейскую сцену". о том, почему россия, например, не выработала "большой философии", мыслителей настолько значительных как декарт, кант, вольтер, в конце концов. или выработала? о православии как некоей системе ценностей, наконец.
    думаю, это тема скорее болезненная даже.
  • atomniy· 2009-05-20 16:07:19
    olesya-lyuta в чем актуальность этих тем для того искусства, которое именует себя актуальным? эти вопросы весь двадцатый век кажется на повестке были.
  • olesya-lyuta· 2009-05-20 16:51:43
    to atomniy
    были, и не только в 20 веке. но в искусстве, как и в философии, не бывает раз и навсегда решенных вопросов. интересно, например, почему вопросы, бывшие на повестке 100 лет назад, принесли не так много художественной рефлексии. или почему в россии - во всяком случае, судя по телекартинке - сейчас снова решают вопрос о том, является россия частью европы или нет. являются ли частью европы ее соседи. комментарий я написала до того, как прочла беседу. собственно, он ровно о том же, о чем идет речь выше.
  • atomniy· 2009-05-20 18:43:48
    olesya-lyuta
    может тут разница дискурсов (или возрастов), для меня и многих товарищей вопрос россия-европа примерно так же животрепещущ, как вопрос о балансе власти папы римского и императора священноримской империи.
    Увлекательно, но не про современность.
    Но это я уже ворчу пожалуй.
    Можно работать с субъектами постановкой вопроса, источниками такой странной проблематики - и вполне себе произвести искусство.
  • ml· 2009-05-21 12:55:26
    "Беседу" рекомендуется читать вместе с пунктом "концепция" конкурса современного искусства на странице представительства европейской комиссии в россии... "Концепция" с блеском закрыла поднятую ей же тему локального - глобального... а положение о том, что Организаторы имеют право в любой момент прервать, отложить или отменить мероприятие без объяснений и обязательств делает сам конкурс замечательным ироничным произведением искусства...
Все новости ›